СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие «интеллект»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты на определение уровня развития интеллекта. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Под «интеллектом» понимаются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся: восприятие, память, мышление, ощущение, воображение.

Существует ряд теорий, авторы которых утверждают, что человеческий интеллект не единый, а множественный.

Теория №1. Теория Тони Бьюзена.

В своей книге «Умные родители – гениальный ребенок» Тони Бьюзен выделяет следующие виды интеллекта:

  1. вербальный (словесный);
  2. логический (числовой);
  3. конструктивный (пространственный);
  4. чувственный;
  5. кинестетический (телесный);
  6. творческий;
  7. личностный;
  8. социальный;
  9. духовный.

Теория №2.

Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  1. умственные способности;
  2. эмоциональное мировосприятие;
  3. физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль.

Теория №3. Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Г.Гарднер выделяет 9 видов интеллекта:

  1. вербальный (лингвистический) интеллект;
  2. музыкальный;
  3. логический (логико-математический);
  4. образный (пространственный);
  5. телесный (телесно-кинестетический);
  6. социальный (межличностный);
  7. внутренний (внутриличностный);
  8. природный / натуралистический (интеллект естествоиспытателя);
  9. экзистенциальный (философский) / «житейская мудрость».

Теория 4. Виды интеллекта по Г.Айзенку

Английский психолог Г. Айзенк предложил различать 3 вида интеллекта:

  1. Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Такой интеллект Г.Айзенк предложил обозначать как интеллект А.
  2. Другой интеллект – «психометрический». Имеются в виду познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование и экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта А.
  3. Наконец, «социальный» интеллект (такие сложные умственные функции, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др.), различия в котором более непосредственно зависят от социальноисторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. Такой интеллект он предложил обозначать как интеллект Б. При этом ясно, что интеллект Б гораздо шире, чем А, и включает в себя IQ. IQ, в свою очередь, шире, чем интеллект А, и включает его в себя.

Теория 5. Концепция интеллекта Джой Пола Гилфорда.

Интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по измерению трех параметров:

  • а) по характеру операций – анализ запоминания и синтез;
  • б) по содержанию – манипуляция образами, преобразование смыслов поведения, действия с символами;
  • в) по продукту (результатам) – интеллектуальная операция как элемент, класс, отношение, система, трансформация и преобразование (рассуждение).

Концепция интеллекта американского психолога Дж. Гилфорда

Многообразные сочетания операций, содержаний и результатов мыслительной деятельности создают возможность 120 различных интеллектуальных способностей. Гилфорд считает, что тип интеллекта конкретного человека будет определяться преобладанием какой-либо комбинации из этих 120 вариантов.

Виды интеллекта по Гилфорду:

  • Практический интеллект – интеллект, который необходим в повседневной жизни
  • Потенциальный интеллект – совокупность врожденных способностей к мышлению, рассуждению и абстрагированию, достигающих своего максимального развития к 16-20-летнему возрасту.
  • Абстрактный интеллект – интеллект, благодаря которому мы оперируем словами, терминами, символами.
  • Приобретенный интеллект – характеристики общей суммы конкретных навыков, умений, знаний, приобретаемых человеком в течение всей жизни.

Существует огромное количество разновидностей интеллекта. Так, известный психолог Джой Пол Гилфорд выявил около 120 различных видов. В работах других авторов особо выделяются визуальный, вербальный, аналитический, художественный, логический, творческий, экономический и другие виды интеллекта.

Но наивысшее признание – за высокий научный и практический потенциал – заслужили 4 наиболее часто объединяемых вида: соединение тела, разума, сердца и духа, то есть совокупность признаков ментального, эмоционального, физического и духовного интеллекта.

Интересно, что каждый вид интеллекта может развиваться независимо от остальных, а развитие одного вида может влиять и на развитие остальных.

ЦЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

4 ПОТРЕБНОСТИ

4 ВИДА ИНТЕЛЛЕКТА / СПОСОБНОСТЕЙ

4 КАЧЕСТВА

ГОЛОС

Тело Жить

Физический

интеллект (PQ)

Дисциплина

Потребность («видеть» необходимость удовлетворения потребностей)

Разум Учиться

Ментальный

интеллект (IQ)

Видение

Талант (Дисциплинированная сосредоточенность)

Сердце Любить

Эмоциональный интеллект (EQ)

Энтузиазм

Энтузиазм (Любовь к делу)

Дух Оставить наследие

Духовный

интеллект (SQ)

Совесть

Совесть

(делать то, что правильно)

Пока ученые продолжают спорить о количестве и приоритетности разных видов интеллекта, очевидным становится одно, что времена, когда акцент ставили на академическую успеваемость и развитие IQ давно канули в лету. Современным детям, для того, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда, необходимо развивать различные виды интеллекта и достигнуть уникального сочетания индивидуальных способностей.

Александр Ждан

основатель, стратег,

научно-методический руководитель «ДЕТИ ЭМОЦИЙ», к.э.н.

https://детиэмоций.рф/to,-radi-chego-vyi-k-nam-prishli/o-tom,-chto-pomozhet-byit-uspeshnyim-vashemu-rebenku/3-ili-120-vidov-intellekta-u-cheloveka.html

30.04.2021 00:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП