СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие проекта и проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задайте вопрос родителям школьников: «Какой деятельностью занимаются ваши дети в школе?». Скорее всего, вы сразу услышите однозначный ответ, что дети занимаются учебной деятельностью. На самом деле не так все просто, помимо учебной деятельности в школе также есть и другие виды деятельности. Часто бывает, что именно проектную деятельность и учебную деятельность считают одной и той же, что таковым не является. Стоит внести ясность в понимание двух этих видов деятельности, чтобы не возникало трудности в дальнейшем понимании представленной информации.

Существует несколько подходов к пониманию термина «учебная деятельность». По мнению автора В.В. Давыдова, учебная деятельность – это учение в целом, то есть если ребенок получает новые знания, навыки, умения, а также компетентности, то он осуществляет учебную деятельность. Из размышлений В.В. Давыдова получается, что проектная деятельность будет являться частью учебной деятельности.

В данной работе рассмотрим понятие учебная деятельность с другой стороны, а именно как нам предлагает автор К.Н. Поливанова в своей книге «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя». По мнению Поливановой К. Н., учебная деятельность – это деятельность, в которой учащиеся работают с учебным содержанием на строго отобранном учебном материале под прямым руководством педагога.

Размышляя над этим можно прийти к выводу, что учебная деятельность – это целенаправленная деятельность, которая имеет свои цели и задачи. Но чьи эти цели и задачи? Может учителя или автора учебника? Зачастую эти цели и задачи не совпадают с целями и задачами самого ребенка. Учебная деятельность имеет порядок, который определяется содержанием учебного пособия. Трудно будет научить ребенка умножать, пока он не знает, как складывать или же, как можно дать контрольную работу сразу на втором уроке изучения новой темы, этому противоречит здравый смысл.В процессе обучения, учащиеся накапливают приобретенные знания, то есть те факты, которые открыты в различные исторические эпохи.

В проектной деятельности ситуация совершенно иная. В результате проектной деятельности учащиеся сами ставят перед собой цели и задачи выполняемой деятельности. В такой деятельности влияние учителя практически отсутствует. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы направлять учащихся и помогать им в осуществлении проектной деятельности. В результате проектной деятельности учащиеся встречаются с практическими задачами, которые требуют поиска решения. Решение подобных задач могут быть различными, важно выбрать наиболее удачное решение поставленной задачи, так как неудачно подобранное решение может повлиять на продукт проекта.

По мнению Е.С. Полат, проектная деятельность – это организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. А, в свою очередь, проект - это самостоятельная творческая работа учащегося. Анализируя эти два определения можно сделать вывод о том, что проект и проектная деятельность – это не одно и то же. Проект является продуктом проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представления о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Первые инженеры-изобретатели появились в эпоху Возрождения - это были ремесленники-самоучки. С развитием технических прикладных наук и массового производства инженерная деятельность усложнилась и стала включать инженерные исследования, изобретательство, конструирование и организацию производства.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.

В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, которыйвыходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.

Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.

Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.

В настоящее время в учебном плане подготовки специалистов имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники», «Вычислительная техника»; поиск, систематизацию и использование проектной информации – дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, патентная документация являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и др. Сегодня большое влияние на развитие проектирования оказывает развитие разного рода информационных технологий и срастание проектных процедур с методами компьютерного программирования, поэтому изучение дисциплин «Информационные технологии», «Информатика и ИКТ» также способствуют формированию проектной культуры будущего специалиста.

Категория: Математика
29.09.2024 13:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП