СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и особенности системно- деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само понятие «система» возникло в глубокой древности, долгое время оставаясь, несмотря на широкое употребление, категорией теоретически неразработанной.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки: между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно- деятельностный подход является попыткой объединения этих двух подходов.

Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал и А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

И в свернутой форме данная инновационная методическая система выстраивается в триединой формуле:

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД → ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СИСТЕМНО–ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Таким образом, системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Собственная учебная деятельность школьников на уроках биологии - важная составляющая системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

При системно - деятельностном подходе в обучении предмету биология, как и любому другому предмету, выделяют следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании биологии обеспечивается следующими дидактическими принципами:

1) принцип деятельности;

2) принцип непрерывности;

3) принцип целостности;

5) принцип психологической комфортности;

6) принцип вариативности;

7) принцип творчества.

Педагогическое творчество состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, своего класса, с учётом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Мне как молодому учителю тоже приходится наработанное наукой тщательно «просеивать», отобрать то, что поможет достичь лучших результатов.

Категория: Биология
10.04.2016 09:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП