СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядина Елена Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ с. Сторожевое Усманского района Липецкой области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий Сократ сказал: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»

Действительно, открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе. Предложите ребенку поучаствовать в составлении определения, доказательстве фактов, иногда даже при планировании урока, т. е. «заразите» его поиском пути решения заданной проблемы, и вы увидите горящие глаза своего ученика

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

  • Вы можете выполнить это задание?
  • В чем затруднение?
  • Почему не получается выполнить?
  • Что вас удивляет?
  • Какова же будет тема урока? И т.д.
  • Примеры:
  • 1. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью (практико-ориентированные задачи)
  • Пример 1. 5 кл. Тема «Проценты»
  • «Вы знаете, что недавно я купила лотерейный билет и выиграла. Размер выигрыша 100 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Какую сумму я получу на руки?»
  • Сначала у детей радость и ликование. Но я возращаю их к реальному вопросу. Сможем ли мы ответить на этот вопрос? Вот тут затруднение (побуждение к осознанию противоречия). Ученики отвечают: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?» (побуждение к формулировке проблемы). Проблемная ситуация создана. Ребята сами формулируют проблему «Что же такое процент?» Высказываются различные предположения (какое-то число, дробь, деньги и т.д). С помощью учителя ученики формулируют гипотезу: «Процент- это сотая часть». В конце урока доводят решение данной задачи до конца и делают вывод о важности и нужности темы «Проценты» в нашей жизни. Затем участвуют вместе со мной в возможном распределении денег. Я вижу их радостные лица.
  • Пример. 8 класс. Тема «Теорема Пифагора»
  • « На охоте с двух отвесных скал два первобытных охотника заметили козла и разом в него выстрелили, причем стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел?
  • Проблемная ситуация очевидна при построении математической модели практической задачи. Её можно сопровождать вопросами:
  • - Как на чертеже изобразить скалы?
  • - Как изобразить путь каждой стрелы?
  • - Как изобразить путь каждого охотника?
  • - Что означает тот факт, что стрелы достигли цели одновременно? (CD=CE)
  • Использование только того факта, что отрезки равны не приведет к решению данной задачи. Возникает проблема: Существует ли зависимость между катетами и гипотенузой? И как она формулируется?
  • Для решения этой проблемы организую поиск формулировки, предложив задание по рядам: Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8 см, измерить гипотенузу, результаты занести в таблицу. Далее обсуждаем разные гипотезы и приходим к выводу: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Великий Сократ сказал: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»

Действительно, открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе. Предложите ребенку поучаствовать в составлении определения, доказательстве фактов, иногда даже при планировании урока, т. е. «заразите» его поиском пути решения заданной проблемы, и вы увидите горящие глаза своего ученика

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

  • Вы можете выполнить это задание?
  • В чем затруднение?
  • Почему не получается выполнить?
  • Что вас удивляет?
  • Какова же будет тема урока? И т.д.
  • Примеры:
  • 1. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью (практико-ориентированные задачи)
  • Пример 1. 5 кл. Тема «Проценты»
  • «Вы знаете, что недавно я купила лотерейный билет и выиграла. Размер выигрыша 100 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Какую сумму я получу на руки?»
  • Сначала у детей радость и ликование. Но я возращаю их к реальному вопросу. Сможем ли мы ответить на этот вопрос? Вот тут затруднение (побуждение к осознанию противоречия). Ученики отвечают: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?» (побуждение к формулировке проблемы). Проблемная ситуация создана. Ребята сами формулируют проблему «Что же такое процент?» Высказываются различные предположения (какое-то число, дробь, деньги и т.д). С помощью учителя ученики формулируют гипотезу: «Процент- это сотая часть». В конце урока доводят решение данной задачи до конца и делают вывод о важности и нужности темы «Проценты» в нашей жизни. Затем участвуют вместе со мной в возможном распределении денег. Я вижу их радостные лица.
  • Пример. 8 класс. Тема «Теорема Пифагора»
  • « На охоте с двух отвесных скал два первобытных охотника заметили козла и разом в него выстрелили, причем стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел?
  • Проблемная ситуация очевидна при построении математической модели практической задачи. Её можно сопровождать вопросами:
  • - Как на чертеже изобразить скалы?
  • - Как изобразить путь каждой стрелы?
  • - Как изобразить путь каждого охотника?
  • - Что означает тот факт, что стрелы достигли цели одновременно? (CD=CE)
  • Использование только того факта, что отрезки равны не приведет к решению данной задачи. Возникает проблема: Существует ли зависимость между катетами и гипотенузой? И как она формулируется?
  • Для решения этой проблемы организую поиск формулировки, предложив задание по рядам: Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8 см, измерить гипотенузу, результаты занести в таблицу. Далее обсуждаем разные гипотезы и приходим к выводу: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Категория: Математика
04.05.2021 19:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП