Великий Сократ сказал: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»
Действительно, открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе. Предложите ребенку поучаствовать в составлении определения, доказательстве фактов, иногда даже при планировании урока, т. е. «заразите» его поиском пути решения заданной проблемы, и вы увидите горящие глаза своего ученика
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.
- Вы можете выполнить это задание?
- В чем затруднение?
- Почему не получается выполнить?
- Что вас удивляет?
- Какова же будет тема урока? И т.д.
- Примеры:
- 1. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью (практико-ориентированные задачи)
- Пример 1. 5 кл. Тема «Проценты»
- «Вы знаете, что недавно я купила лотерейный билет и выиграла. Размер выигрыша 100 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Какую сумму я получу на руки?»
- Сначала у детей радость и ликование. Но я возращаю их к реальному вопросу. Сможем ли мы ответить на этот вопрос? Вот тут затруднение (побуждение к осознанию противоречия). Ученики отвечают: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?» (побуждение к формулировке проблемы). Проблемная ситуация создана. Ребята сами формулируют проблему «Что же такое процент?» Высказываются различные предположения (какое-то число, дробь, деньги и т.д). С помощью учителя ученики формулируют гипотезу: «Процент- это сотая часть». В конце урока доводят решение данной задачи до конца и делают вывод о важности и нужности темы «Проценты» в нашей жизни. Затем участвуют вместе со мной в возможном распределении денег. Я вижу их радостные лица.
- Пример. 8 класс. Тема «Теорема Пифагора»
- « На охоте с двух отвесных скал два первобытных охотника заметили козла и разом в него выстрелили, причем стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел?
- Проблемная ситуация очевидна при построении математической модели практической задачи. Её можно сопровождать вопросами:
- - Как на чертеже изобразить скалы?
- - Как изобразить путь каждой стрелы?
- - Как изобразить путь каждого охотника?
- - Что означает тот факт, что стрелы достигли цели одновременно? (CD=CE)
- Использование только того факта, что отрезки равны не приведет к решению данной задачи. Возникает проблема: Существует ли зависимость между катетами и гипотенузой? И как она формулируется?
- Для решения этой проблемы организую поиск формулировки, предложив задание по рядам: Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8 см, измерить гипотенузу, результаты занести в таблицу. Далее обсуждаем разные гипотезы и приходим к выводу: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Великий Сократ сказал: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»
Действительно, открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе. Предложите ребенку поучаствовать в составлении определения, доказательстве фактов, иногда даже при планировании урока, т. е. «заразите» его поиском пути решения заданной проблемы, и вы увидите горящие глаза своего ученика
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.
- Вы можете выполнить это задание?
- В чем затруднение?
- Почему не получается выполнить?
- Что вас удивляет?
- Какова же будет тема урока? И т.д.
- Примеры:
- 1. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью (практико-ориентированные задачи)
- Пример 1. 5 кл. Тема «Проценты»
- «Вы знаете, что недавно я купила лотерейный билет и выиграла. Размер выигрыша 100 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Какую сумму я получу на руки?»
- Сначала у детей радость и ликование. Но я возращаю их к реальному вопросу. Сможем ли мы ответить на этот вопрос? Вот тут затруднение (побуждение к осознанию противоречия). Ученики отвечают: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?» (побуждение к формулировке проблемы). Проблемная ситуация создана. Ребята сами формулируют проблему «Что же такое процент?» Высказываются различные предположения (какое-то число, дробь, деньги и т.д). С помощью учителя ученики формулируют гипотезу: «Процент- это сотая часть». В конце урока доводят решение данной задачи до конца и делают вывод о важности и нужности темы «Проценты» в нашей жизни. Затем участвуют вместе со мной в возможном распределении денег. Я вижу их радостные лица.
- Пример. 8 класс. Тема «Теорема Пифагора»
- « На охоте с двух отвесных скал два первобытных охотника заметили козла и разом в него выстрелили, причем стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел?
- Проблемная ситуация очевидна при построении математической модели практической задачи. Её можно сопровождать вопросами:
- - Как на чертеже изобразить скалы?
- - Как изобразить путь каждой стрелы?
- - Как изобразить путь каждого охотника?
- - Что означает тот факт, что стрелы достигли цели одновременно? (CD=CE)
- Использование только того факта, что отрезки равны не приведет к решению данной задачи. Возникает проблема: Существует ли зависимость между катетами и гипотенузой? И как она формулируется?
- Для решения этой проблемы организую поиск формулировки, предложив задание по рядам: Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8 см, измерить гипотенузу, результаты занести в таблицу. Далее обсуждаем разные гипотезы и приходим к выводу: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.