СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Портрет пастелью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс.

«Портрет пастелью»

Пояснительная записка

Для проведения открытого занятия была выбрана нестандартная форма-мастер-класс.

Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих в мастер-классе, развивает познавательные способности.

Презентация «Портрет пастелью» позволяет составить представления о портрете, повторить и закрепить изученный материал и познакомиться с работами художников – портретистов.

Структура занятия позволяет максимально каждому принять участие -работать самостоятельно или работать в парах, осуществляя взаимопроверку, взаимопомощь. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя уровень сложности заданий. Это позволяет создать условия для успешной деятельности всех участников.

Необычность мастер-класса, значимый для педагогов содержательный материал, доступная и интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательная атмосфера- непременные условия эффективной работы. Ведь только личная заинтересованность каждого участника позволяет добиться ожидаемого результата и все, что происходит на мастер-классе, становится значимым. По словам В.А. Сухомлинского: «Все ваши замыслы, все поиски превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться» Необходимо создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес. Считаю, что выбранная форма и подобранный материал интересен и значим для педагога и способствует достижению цели.

Характеристика участвующих: педагоги художественного отдела, в рамках методической недели «Кардиограмма образовательной среды, или как организовать работу, содействующую здоровью»

Структура мастер-класса

1.Организационный этап.

2. Сообщение темы. Постановка целей и задач мастер-класса; мотивация учебной деятельности.

3. Просмотр презентаций: «Пропорции лица человека», «Поэтапное рисование портрета пастелью».

4.Показ работа с использованием художественного материала-пастели.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Практическая работа.

7. Подведение итогов.

Цели мастер-класса

Познакомить участников мастер-класса с особенностями графического портрета, систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи:

Обучающие: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования пастелью.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созданию.

Оборудование: презентация, мобильная и статичная таблицы пропорций лица, таблица с схемами эмоционального состояния человека; мешочки для проведения физкультминутки, текст сказки для повторения основных ракурсов, стихотворение Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, музыка.

Ход занятия

I. Организационный момент

Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

II. Систематизация и закрепление знаний

Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете

Вопросы к кроссворду.

Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на экране телевизора появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием педагога

Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на столе)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека

III. Введение в тему

Вступительное слово педагога:

“Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности”.

Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.

IV. Объяснение нового материала

Педагог: Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь) что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры

Какое состояние души передают данные портреты?

Что помогает художнику передать настроение?

Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

V. Физкультминутка

Встали, вышли из дома (из-за парты).

Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).

Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).

Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).

Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).

Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).

Улыбнулись друг другу.

– Молодцы, садимся! Открывается слайд

Посмотрите на следующий слайд. Он показывает нам лица детей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции.

Теперь найдите эти эмоции на схематической таблице

А знаете ли вы, что …. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

VI. Актуализация знаний

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

VII Практическая работа

(Звучит музыка.)

Во время практической работы педагог делает целевые обходы.

Контроль организации рабочего места.

Контроль правильности выполнения приемов работы.

Оказание помощи участникам мастер-класса, испытывающим затруднения.

Контроль объема и качества выполняемой работы.

VIII Итог занятия

Проводится выставка работ. Особое внимание обращается на то, что большая часть участвующих в мастер – классе рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.

– Сегодня на занятии мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к занятию были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.

Любите живопись, поэты! ведь ей единственной дано

Души изменчивой приметы переносить на полотно.

Потому что слово “живопись” – живо писать в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский дом искусств «Ритм» г. Курска»

09.02.2021 13:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП