СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план на тему Угольная кислота и свойства карбонатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс___ Дата_______

Тема: Положение азота в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о периодической системе химических элементов, строении атомов на примере характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и свойствах азота; знать химические и физические свойства азота. Задачи урока: Образовательная: продолжить формировать умения у учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева; изучить физические свойства азота и химические свойства. Развивающая: развивать познавательный интерес у учащихся, умение систематизировать материал; развивать память, мышление учащихся; совершенствовать умения в составлении уравнений химических реакций, умение работать в группах и индивидуально. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к обучению; воспитывать трудолюбие, умение работать в группе, совместно с одноклассниками; воспитывать культуру речи и общения; показать значимость химических знаний для современного человека.

Ход урока 1. Орг. момент

Приветствие

Опрос домашнего задания: «Серная кислота и ее соли»

2. Изучение нового материала.

Общая характеристика химических элементов подгруппы азотаПодгруппа азота (пниктогены) – V группа, главная подгруппа «А» - азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ.Содержание в земной коре: азот - 0,01%, фосфор - 0,08%, мышьяк - 0,0006%, сурьма - 0,0004%, висмут - 0,00002% Свойства азота

Элемент

Азот N

Свойство

Порядковый номер элемента

7

Относительная атомная масса

14,007

Температура плавления, С°

-210

Температура кипения, С°

-196

Плотность г/см3

0,96 (твёрдый)

Степени окисления

+5, +3, -3

1. Строение атомов химических элементов

Название химического

элемента

Схема строения атома

Электронное строение последнего энергоуровня

Формула высшего оксида R2O5

Формула летучего водородного соединения RH3

1. Азот

N+7)2)5

…2s22p3

N2O5

NH3

Наличие трех неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне объясняет то, что в нормальном, невозбужденном состоянии валентность элементов подгруппы азота равна трем. У атомов элементов подгруппы азота (кроме азота - внешний уровень азота состоит только из двух подуровней - 2s и 2p) на внешних энергетических уровнях имеются вакантные ячейки d-подуровня, поэтому они могут распарить один электрон с s-подуровня и перенести его на d-подуровень. Таким образом, валентность фосфора, мышьяка, сурьмы и висмута равна 5. Элементы группы азота образуют с водородом соединения состава RH3, а с кислородом оксиды вида - R2O3 и R2O5. Оксидам соответствуют кислоты HRO2 и HRO3 (и ортокислоты H3PO4, кроме азота). Высшая степень окисления этих элементов равна +5, а низшая -3. Так как заряд ядра атомов увеличивается, число электронов на внешнем уровне постоянно, число энергетических уровней в атомах растёт и радиус атома увеличивается от азота к висмуту, притяжение отрицательных электронов к положительному ядру ослабевает и способность к отдаче электронов увеличивается, и, следовательно, в подгруппе азота с ростом порядкового номера неметаллические свойства убывают, а металлические усиливаются.

Азот, физические и химические свойства, получение и применение

1. Азот – химический элемент

N +7)2)5

1s22s22p3 незавершённый внешний уровень, p-элемент, неметалл

Ar(N) = 14

2. Возможные степени окисления

Из-за наличия трёх неспаренных электронов азот очень активен, находится только в виде соединений. Азот проявляет в соединениях степени окисления от «-3» до «+5»

3. Азот – простое вещество, строение молекулы, физические свойства

Азо́т (от греч. ἀζωτος — безжизненный, лат. Nitrogenium), вместо предыдущих названий («флогистированный», «мефитический» и «испорченный» воздух) предложил в 1787 году Антуан Лавуазье. Как показано выше, в то время уже было известно, что азот не поддерживает ни горения, ни дыхания. Это свойство и сочли наиболее важным. Хотя впоследствии выяснилось, что азот, наоборот, крайне необходим для всех живых существ, название сохранилось во французском и русском языках.

N2 – ковалентная неполярная связь, тройная (σ, 2n), молекулярная кристаллическая решётка

Тройная

связь

Энергия

связи

945 кДж/моль

Вывод:

1. Малая реакционная способность при обычной температуре

2. Газ, без цвета, запаха, легче воздуха

Mr(Bоздуха)/Mr(N2) = 29/28

4. Химические свойства азота

N – окислитель ( 0 → -3)

N – восстановитель (0 → +5)

1. С металлами образуютсянитриды MxNy

- при нагревании с Mg и щелочноземельными и щелочными:

3Сa + N2 t= Ca3N2

- c Li при к t комнатной

Нитриды разлагаются водой

Са3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3

2. С водородом

3H2+N2 ↔ 2NH3

(условия - T, p, kat)

N2 + O2 ↔ 2 NO – Q

(при t= 2000 C)

Азот не реагирует с серой, углеродом, фосфором, кремнием и некоторыми другими неметаллами.

3. Закрепление изученного материала

№ 1. Осуществите превращения по схеме:

N2 → Li3N → NH3

№ 2. В одном цилиндре находится газ азот, в другом - кислород, а в третьем - углекислый газ. Как различить эти газы?

№ 3. В некоторых горючих газах содержится в виде примеси свободный азот. Может ли при сгорании таких газов в обыкновенных газовых плитах образоваться оксид азота (II). Почему?

4. Домашнее задание

П. 15-16, упр. 1-5 на стр. 52.

Категория: Химия
19.02.2017 21:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП