СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного по теме "Морфология". 5-й класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в Морфологию

– Как образовано слово «Морфология»? (Ответ: Морфология от греч. morphe – форма, logos – слово.) – Кто живет в стране Морфология? (Части речи) – Как определить часть речи? (По вопросу и значению) – На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные) – Перечислите их. Имеют ли служебные части речи предметное лексическое значение?

Учитель: Молодцы!

Слайд 1

Учитель: Наша первая остановка- это город Существительное.

Всему названия даю И зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету.

– Действительно, это так. Ребята

Нам необходимо правильно ответить на вопросы и выполнить ряд заданий. 1. Существительное – это …? 2. Какими членами предложения может быть имя существительное?

Проецируется текст:

Слайд 2

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку - вот напасть Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог бы в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало Им за это и попало.

Задание: Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I, II, III склонение)

1скл.: мишка, крынку, продажу, осы, армией,осиной.

2скл.:медведь, рынку, мед.

3скл.:напасть, ярость, пасть. – Молодцы, справились с заданием. Что помогло вам в определении имен существительных? – Какие существительные относятся к I, II, III склонению?

Физкультминутка ( электронная )

– Второе задание заключено в стихотворении. Послушайте его.

Интересная часть речи В русском языке живет: Существительным зовется, Всех по имени зовет: Знает, кто – она, кто – он, И число покажет, Кто - живой, кто – неживой. Быстренько нам скажет. Может измениться вдруг, Обозначит все вокруг, Будет в предложении Главным, без сомнения.

– О чем здесь идет речь? О каких признаках имени существительного? (Об одушевленных и неодушевлённых именах существительных)

Третье задание (текст можно записать на плакате или проецировать) – Здесь, ребята, одинаковые слова. Необходимо правильно записать их (со строчной или прописной буквы), определить нарицательное оно или собственное.

Слайд 3

Вот село (В,в)ысокое, Место здесь (В,в)ысокое. Вот моя подружка (Р,р)оза У нее в букете (Р,Р)оза. Это кот (П,п)ушок, Он и правду как (П,п)ушок. Это речка (Т,т)ьма, В речке рыбы – (Т,т)ьма! Вот какое чудо – (Р,р)ыбина! Рисовала Люда (Р,р)ыбина

– Далее поиграем в игру, которую придумали существительные. Я называю существительное, если оно одушевленное, вы встаете с мест, а если оно неодушевленное, то сидите на месте.

Яблоко, горшок, вестибюль, собака, герой, костюм, коллекция, всадник, цветок, ребенок, матрос, книга, парта, космонавт, офицер, жокей, бумага, парашют, водолаз, потолок, кошка, строитель, беседа, птица.

– Молодцы! Жители г. Существительного довольны вами. А сейчас отправляемся дальше. Следующая остановка: г. Прилагательное. Задания, подготовленные Прилагательными. - Что мы называем именем прилагательным? - Перечислите основные признаки прилагательного. - Как они изменяются? - Какую форму могут иметь прилагательные? - Как они согласуются с существительными?

Учитель:

Есть очень нужные слова, Их очень важно применять, И с ними станут предложения По-новому сверкать.

Распространите предложения прилагательными.

Слайд 4

У нас в саду вырос ___________ цветок. Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом. _________ цветок радовал и взрослых и _____________детей.

Молодцы, хорошие прилагательные подобрали. А сейчас нам предложили поиграть в веселую игру, которая называется «Подбери слово». Я вам называю предмет. Вы подбираете прилагательное к слову (полные и краткие). Сначала прилагательные в полной форме к словам: стол, тетрадь, шкаф, юбка, экран, часы, печь, осел, рука, – А теперь прилагательные в краткой форме: ветер, мороз, снег, лес, богатырь. – Молодцы, справились с задание. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев за теплый прием и попрощаемся с ними. Дальше нас ждет остановка в городе Глагольске.

Интересная часть речи В русском языке живет. Как, что делает, расскажет, Вяжет, лижет иль поёт. Может плакать и смеяться, Или забивает гол. Начинаем удивляться – Растолкует всё?

– Речь идет о Глаголе, который предлагает нам следующие задания.

1. Вопросы:

– Дайте определение глагола. – Перечислите основные признаки глагола.

  • (переходность - непереходность)
  • (наклонения)
  • (безличные и разноспрягаемые)

– Неопределенная форма глагола – это … – «Чь» в инфинитиве – суффикс или часть корня? – Какие слова помогают определить время? – Сколько времен у глагола? – Назовите суффикс глаголов прошедшего времени. – В каких глаголах корень состоит из 1 буквы?

Задание 2.

Слайд 5

3. А сейчас придумайте предложения о весне используя как можно больше глаголов и запишите эти предложения.

- Давайте определим спряжение у глаголов.

– Как правильно определить спряжение?

4.Следующее задание: образуйте (устно) от данных существительных глаголы (с помощью приставок).

Голос, пояс, вред, корм, свет, хвала.

– Молодцы, ребята! Внимание: в гости к глагольцам прибыли другие жители Морфологии. Но они в масках. Определите, о ком идет речь. Подсказкой послужит стихотворение.

Ах, Рыжий Егорка Ушел в озерко. Сам не утонул И воды не всколыхнул.

– Какие части речи обнаружили в этом тексте? – Правильно, ребята, здесь есть служебные части речи. Для чего они нужны в речи?

(Учащиеся рассказывают о служебных частях речи.)

14.04.2020 13:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП