СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Они активно стремятся познать окружающий их мир. В непрерывный процесс познания вовлечён не только ребёнок, но и взрослые (родители, воспитатели). Дети в этом возрасте задают ежедневно чуть ли не сотни вопросов, постоянно осваивают новое. Их интересует абсолютно всё: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей.
Тренируя свои познавательные способности, неугомонный ребёнок развивается как личность. В этой активности формируется способность к начальным формам обобщения и умозаключения. Особенно у детей возникает глубокий интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия. Предоставленная им возможность приобретать знания самостоятельно имеет огромное значение в усвоении знаний, умений, навыков. Полученный опыт познания надолго и прочно закрепляется в юном исследователе, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.
Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь, интеллект, его личность.
Присущая дошкольникам по природе ориентация на познание окружающего мира в большей степени проявляется как экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и многое другое. Вы не раз могли замечать попытки детского познания. Потрогать кошку или собаку, разобрать машинку или куклу, проверить на вкус различные предметы, стукнуть их о твёрдую поверхность, хлопнуть ладонью… Именно так ребёнок изучает огромный мир пока ещё ему незнакомый, но очень интересный.
В детском саду № 6 «Алёнушка» педагоги постоянно создают условия для развития познавательной и речевой активности ребёнка средствами экспериментальной деятельности. В рамках познавательного исследования проводятся опыты с объектами живой и неживой природы; воспитанники знакомятся с различными свойствами веществ; развивают географические представления. В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством педагога) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. От своих маленьких и больших «открытий» они испытывают огромную радость, удивление и даже восторг. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, тем самым мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления и связной речи.
Реализуя задачи познавательного развития детей, воспитатели дополнительно транслируют в педагогическое сообщество опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, эффективные авторские методики и технологии в ходе исследовательской деятельности дошкольников.
Детям-дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
В начале февраля педагогом высшей квалификационной категории Инной Владимировной Карпенко было проведено открытое занятие по экспериментальной деятельности с воспитанниками младшей группы № 11 «Звёздочка». Вся работа воспитателя по развитию познавательной активности детей опиралась на китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В основу занятия легло изучение основных свойств воды (вода – жидкость без цвета, вкуса и запаха), соответствующее данному возрасту детей, которое педагог облачила в игровую и даже «волшебную» форму.
Что является волшебным эликсиром жизни, живительным источником для всего живого на Земле? Несомненно, это вода, чудо природы. Именно она стала для дошкольников настоящим проводником в мир волшебства.
«Только добрый человек с чистым сердцем, светлыми помыслами и добрыми поступками может стать настоящим волшебником, великим и прекрасным». С таким наказом волшебного наставника воспитанники приступили к чудесам с водой.
Дошкольники не только стали свидетелями «волшебных превращений» воды (изменение цвета, вкуса, запаха), но и в полной мере почувствовали себя настоящими фокусниками. В процессе различных экспериментов изменения основных свойств воды с использованием различных веществ (краски, соль, сахар и др.) дети развивали исследовательские качества. При помощи визуального и сенсорного восприятия воспитанники обогащали память, устанавливали причинно-следственные связи «волшебных превращений» воды. Практическое самостоятельное познание позволило детям не только обобщать и систематизировать накопленные знания, а также стало необходимостью давать объяснения увиденному, формулировать обнаруженные выводы. Мальчишки и девчонки с особым трепетом и волнением прикоснулись к игровому экспериментированию с элементами искусства иллюзий.
Первичная исследовательская деятельность главным образом является не приобретением дошкольниками зазубренных знаний, а формированием у них бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно помочь ребёнку понять, что в окружающем мире всё взаимосвязано. Каждый объект и явление имеет своё место и роль в природе, и изменение одного может повлиять на другие. Только напрямую соприкасаясь с природой, ребёнок осознаёт важность внимательного и заботливого отношения к окружающей среде и её ресурсам.
Помимо становления целостной картины мира детей дошкольного возраста и основ культурного познания ими окружающего мира, гораздо важнее воспитать у них познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать и экспериментировать. Чтобы поддерживать у дошкольника стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий крайне важно, находясь в плодотворном и тесном контакте педагогов и родителей, регулярно проводить простейшие опыты и эксперименты как в образовательной организации, так и в домашних условиях.
Экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребёнка. Такой фокус личностного роста создаёт предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку со стороны взрослых, то со временем он станет с большим энтузиазмом исследователь взрослый мир. Ребёнок вырастет умным, наблюдательным, человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслить логически. Ребёнок вырастет человеком, который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.
Необходимо учитывать и то, что дети всегда открыты для новых впечатлений и с радостью познают окружающий мир. Они способны воспринимать действительность по-особому, замечать то, что ускользает от внимания взрослых, и видеть красоту в обыденных вещах. Их внутренний мир является источником бесконечного разнообразия и многогранности. В нём реальное сочетается с вымыслом, а жёсткие рамки уступают место свободе и творческому потенциалу. Ребёнок не боится мечтать и строить иллюзии. Внутри него происходят превращения и совершаются чудеса, а волшебство, в конечном счёте, оказывается в его собственных руках, с помощью которых он сможет создавать красоту и необычность вокруг себя.
Проникая в глубины своего воображения, дети находят там магические сокровища, которыми могут поделиться с другими. Волшебство помогает им расширить границы возможностей, украсить жизнь яркими красками и зажечь искорку в детском сердце. Поэтому путешествия ребёнка в мир фантазии и магии никогда не прекращаются. Важно постоянно создавать незабываемые моменты для наших детей, в которых они смогут ощутить настоящую магию жизни.
И так, друзья мои, начнём превращение. Крибли, крабле, бумс!
Инна Карпенко,
воспитатель высшей квалификационной категории
детского сада № 6 «Алёнушка»
© 2024, Карпенко Инна Владимировна 163