СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое использование эффективных средств воспитания (культурные ценности и природа) в педагогической деятельности учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средствам воспитания долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания.

Одним из эффективных средств воспитания, учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.

С 5 класса огромное внимание на уроках я уделяю произведениям духовной литературы. Главная задача – показать истоки величайшей нравственности, гуманизма русской литературы, обратить внимание на те человеческие качества, которые всегда особо ценились и почитались русским народом.

Задачи, составленные по произведениям А.С. Пушкина:

  1. В первый раз царь Гвидон принял 8 гостей, что составило 1/6 от общего количество гостей за три дня. А в третий день 2/4 от общего количества гостей за три дня. Сколько гостей он принял в первый и во второй день вместе?
  2. Верёвку, которую крутил Балда, разрезали на три куска. В первом куске было 2 м, во втором на 3 м больше, чем в третьем. В первых двух кусках верёвки - 8 м. Какой длины была целая верёвка?
  3. Старику и старухе вместе 123 года. Если не считать 2/3 и еще 2 года возраста старика, то ему 20 лет. Сколько лет старухе?

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи:

  1. Московский Кремль XI в. занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком. была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.
  2. Кремль Юрия Долгорукого имел стены длиной 1,2 км, а Кремль Ивана Калиты – на 0,47 км длиннее. Вычислите длину стен Кремля, возведенного Иваном Калитой.

При решении задач на нахождение числа по его части и части от числа я рассказываю детям как по проекту Христофора Галовея и под его наблюдением московские кузнецы выковали удивительные куранты, бой которых разносился над Москвой. И после этого решаем задачу:

Задача: Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.

При изучении темы «Окружность» в 6 классе предлагаю подготовить мини проекты по теме «Круглое вокруг нас». Обучающиеся в процессе работы над данным заданием изучают окружающие предметы (живую и неживую природу), что позволяет формировать цельный и непротиворечивый мир, заполненный удивительными творениями человеческого гения, способствует эстетическому развитию человека.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей.

1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.

2. «Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники иные математические фигуры.» Галилей

3. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» Л.Н.Толстой

Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок.

При изучении темы «Разложение многочленов на множители» в 7 классе провела урок-экскурсию по историческим местам Курской области.

В ходе урока через решение математических задач познакомились с историей Введенского храма, который расположен рядом со школой, с водяной мельницей в селе Красниково Пристенского района Курской области, включенной в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Узнали интересные факты из истории Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина.

6 класс при изучении положительных и отрицательных чисел можно обратиться к русским народным сказкам, это благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, воспитывают нравственность.

В русских сказках мы часто встречаемся, с положительными и отрицательными героями. Предлагаю детям назвать положительных (Иван – царевич, Василиса Премудрая и т. д.) и отрицательных героев? (Кощей, Змей Горыныч, Баба Яга, Кикимора и т. д.).

Ответить на вопрос, почему многие современные литературные критики Бабу Ягу не относят к отрицательным героям.

Какое число напоминает нам характеристики бабы яги? (нуль)

При изучении данной темы можно рассмотреть задачи, связанные с природой, например,:

  1. Птица клест–еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35°С в гнезде температура не ниже 14°С. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
  2. Шмели выдерживают температуру до – 8°С, пчелы – выше этой на 2°С. Какую температуру выдерживают пчелы?

Таким образом, реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Поэтому учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!

Категория: Математика
27.08.2018 00:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП