СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Средствам воспитания долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания.
Одним из эффективных средств воспитания, учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.
С 5 класса огромное внимание на уроках я уделяю произведениям духовной литературы. Главная задача – показать истоки величайшей нравственности, гуманизма русской литературы, обратить внимание на те человеческие качества, которые всегда особо ценились и почитались русским народом.
Задачи, составленные по произведениям А.С. Пушкина:
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи:
При решении задач на нахождение числа по его части и части от числа я рассказываю детям как по проекту Христофора Галовея и под его наблюдением московские кузнецы выковали удивительные куранты, бой которых разносился над Москвой. И после этого решаем задачу:
Задача: Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
При изучении темы «Окружность» в 6 классе предлагаю подготовить мини проекты по теме «Круглое вокруг нас». Обучающиеся в процессе работы над данным заданием изучают окружающие предметы (живую и неживую природу), что позволяет формировать цельный и непротиворечивый мир, заполненный удивительными творениями человеческого гения, способствует эстетическому развитию человека.
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей.
1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2. «Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники иные математические фигуры.» Галилей
3. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» Л.Н.Толстой
Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок.
При изучении темы «Разложение многочленов на множители» в 7 классе провела урок-экскурсию по историческим местам Курской области.
В ходе урока через решение математических задач познакомились с историей Введенского храма, который расположен рядом со школой, с водяной мельницей в селе Красниково Пристенского района Курской области, включенной в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Узнали интересные факты из истории Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина.
6 класс при изучении положительных и отрицательных чисел можно обратиться к русским народным сказкам, это благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, воспитывают нравственность.
В русских сказках мы часто встречаемся, с положительными и отрицательными героями. Предлагаю детям назвать положительных (Иван – царевич, Василиса Премудрая и т. д.) и отрицательных героев? (Кощей, Змей Горыныч, Баба Яга, Кикимора и т. д.).
Ответить на вопрос, почему многие современные литературные критики Бабу Ягу не относят к отрицательным героям.
Какое число напоминает нам характеристики бабы яги? (нуль)
При изучении данной темы можно рассмотреть задачи, связанные с природой, например,:
Таким образом, реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Поэтому учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!
© 2018, Абакумова Светлана Дмитриевна 478