СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое обучение в условиях компетентсного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Поэтому ведущая идея современного образования выражена в попытке увязать результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития ребенка. Так возникла идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

В основу построения личностно-ориентированной системы развития коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики положены основные принципы:

  • способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;
  • дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.

Таким образом, становится очевидной тенденция усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности обучающихся, активизация обучающихся в образовательном процессе – это значит, ребенок должен сам искать, исследовать, строить свое знание.

Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся можно рассматривать как совокупность пяти иерархически подчиненных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Представим характеристику каждого компонента системы в отдельности.

Цели обучения в рамках компетентностного подхода формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучающихся, с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Определение целей должно предшествовать отбору его содержания. При таком подходе цели условно можно разделить на две группы.

Первая группа может быть охарактеризована как цели – интенции, т. е. как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, развития интересов, формирование потребностей и достижение других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и "внешкольных".

Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие "станцию назначения", те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определенной познавательной активности самого ученика и ряда других условий). В составе этой группы можно выделить четыре группы целей:

  • цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование коммуникативной компетентности происходит как на уроках информатики, так и на уроках истории, обществознания);
  • цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование пользователя ПК как цель изучения информатики);
  • цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, обеспечивающих общекультурную компетентность обучающихся, их способность разбираться в определенных проблемах и объяснять определенные явления действительности;
  • цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определенного профиля представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности на уроках информатики проходит следующие ступени развития:

  • достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания, поведенческие качества личности; достижение общего образования – ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности;
  • формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности;
  • овладение культурой, когда человек не только осознает материальные и духовные ценности, но и способен адекватно оценить свое личное участие в развитие общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс, как собственного социума, так и цивилизации в целом;
  • формирование индивидуального менталитета личности – тех устойчивых глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, придающие личности свойство уникальной неповторимости, открытости для обогащения собственных духовных ценностей и способностью к реализации.

Средства обучение:

  • традиционные;
  • инновационные (мультимедийные компьютеры, проектор, педагогические программные средства: электронные энциклопедии, справочники, обучающие и тестирующие программы и т. д.)

Методы и организационные формы обучения:

  • позитивного совершения ошибок;
  • творчески-проблемный;
  • обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;
  • исследование ролевых моделей;
  • презентация идей.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать способность к "деятельности". В процессе обучения у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена в нескольких вариантах:

  • "точечная" – небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (5 класс) по теме «Архитектура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании сравнения человека и компьютера; творческая работа "Информация в будущем" (6 класс) по теме «Информация»: придумайте новое устройство для работы с информацией;
  • организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект «Создание локальной сети» (9 класс) по теме «Топология сети» может быть продолжен на элективном курсе «Телекоммуникации и Интернет».
  • организация тематических проектов для класса, параллели. Например, можно предложить параллели 9 (10) классов создать рекомендации для учителя по улучшению взаимопонимания между учителем и учеником, выявить качества учителя, которые наиболее важны с точки зрения учеников. Результаты опросов, тестирований обработать средствами электронных таблиц Excel. Такой проект способствует повышению знаний учащихся в области информационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ.

Внедрение проектных форм работы влияет на:

  • организационные формы учебного процесса;
  • изменение форм и методов оценивания;
  • формирование способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений спланировать деятельность по достижению результата, представить результаты своей деятельности.

Таким образом, ориентация на знания школы сменяется компенентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.д.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.) ресурсы для достижения поставленной цели.

Категория: Информатика
06.11.2019 17:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП