СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Поэтому ведущая идея современного образования выражена в попытке увязать результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития ребенка. Так возникла идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
В основу построения личностно-ориентированной системы развития коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики положены основные принципы:
Таким образом, становится очевидной тенденция усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности обучающихся, активизация обучающихся в образовательном процессе – это значит, ребенок должен сам искать, исследовать, строить свое знание.
Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся можно рассматривать как совокупность пяти иерархически подчиненных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.
Представим характеристику каждого компонента системы в отдельности.
Цели обучения в рамках компетентностного подхода формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучающихся, с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Определение целей должно предшествовать отбору его содержания. При таком подходе цели условно можно разделить на две группы.
Первая группа может быть охарактеризована как цели – интенции, т. е. как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, развития интересов, формирование потребностей и достижение других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и "внешкольных".
Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие "станцию назначения", те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определенной познавательной активности самого ученика и ряда других условий). В составе этой группы можно выделить четыре группы целей:
Формирование информационно-коммуникационной компетентности на уроках информатики проходит следующие ступени развития:
Средства обучение:
Методы и организационные формы обучения:
Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать способность к "деятельности". В процессе обучения у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена в нескольких вариантах:
Внедрение проектных форм работы влияет на:
Таким образом, ориентация на знания школы сменяется компенентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.д.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.) ресурсы для достижения поставленной цели.
-80%
© 2019, Кияшко Анастасия Робертовна 413