СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проявления раннего детского аутизма выражаются, прежде всего, в отсутствии контактов с окружающими людьми, возникают своеобразные нарушения речи (эхолалия, персеверация), речь не сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией и не служит для коммуникации. Детям с данными нарушениями в развитии свойственны механические стереотипные движения. Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи.
Выделяют 4 основные формы проявления аутизма:
Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом. Жизненные впечатления местами смешиваются в фантасмагорическую картину, когда звук идет в виде цвета, а тактильный контакт воспринимается как звук.
Аутисты кажутся жутко медлительными, и это тоже имеет объяснение в особенностях постижения их действительности. Они вынуждены каждый раз вновь механически собирать калейдоскоп деталей, чтоб понять то или иное явление. Каждый момент они борются с хаотичностью и «абсурдностью» этого мира, используя для этого все имеющиеся средства. Это ритуалы, стереотипии, эхолалии – все, что может помочь хоть как-то упорядочить жизнь.
Специальный коррекционный процесс очень длительный, продвижения незначительные, поэтому родители и педагоги должны запастись терпением.
Прежде всего, необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте и в определенное время. Целесообразно, чтобы педагог и ребенок сидели лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками. На самом
На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Задания начинать с определенной последовательности. Например, сначала пальчиковая гимнастика, потом рисуем, затем счет.
Если мы работаем над развитием знаний об окружающем мире, надо учитывать, информация по какому-то формальному признаку (цвет, форма, величина, различные явления, классификации и т.п.) воспринимается ребенком гораздо легче. Гораздо сложнее донести информацию о том, как люди относятся друг к другу, заботятся друг о друге и т.п.
Немного подробнее, расскажем о работе над пониманием речи, т.к. у всех четырех групп с разными вариантами синдрома, встречается недостаточность понимания, осмысления речи, связанную с нарушением коммуникации.
Этого мы достигаем с помощью специального эмоционально-смыслового комментария. Это такой комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Например, если ребенок пьет чай, приговариваем, что «чай сладкий, как раз, как ты любишь».
Как наш опыт, так и опыт других специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений упорная коррекционная работа дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным.
© 2017, Доценко Светлана Викторовна 195