СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Правила этикета
С Совушкой - умной головушкой.
(классный час)
Тема: «Правила этикета».
Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.
Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.
Ход занятия.
Учитель. Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.
Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».
Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.
Учитель крутит волчок.
- Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.
Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».
Горький апельсин.
Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
- Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.
- Разве не видишь? – буркнула Аленка.
- Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…
- А вот и не отгадал.
- А что же?
- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
- А мне дашь попробовать?
- Да он невкусный, горький и кислый.
- Да ничего, дай хоть долечку.
- Говорю тебе – он поганый, - и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
- Что же ты плачешь? Он же поганый!
Уч. Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.
Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.
- Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.
Учитель крутит волчок.
- В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.
Ребята показывают сценку «День рождения».
День рождения.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
- Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…
- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
-Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.
Дети отвечают.
- Я думаю, что никто и никогда так не поступит.
Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:
Учитель крутит волчок.
- В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.
Дети инсценируют отрывок из сказки.
За столом.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
- Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?
Дети отвечают.
Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:
Учитель крутит волчок.
- Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.
Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:
Учитель крутит волчок.
- Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?
В автобусе.
Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
- Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.
- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
- Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
- Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?
Чтение правил Совы.
Учитель крутит волчок.
- У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:
1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?
2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?
Как вы будете приветствовать учителя?
3. Откуда пришло слово этикет?
Дети отвечают.
- А теперь внимание! Правильные ответы!
случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.
2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.
С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».
3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:
- Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже
Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.
Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.
Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.
![]() |
© 2015, Ратушная Кристина Сергеевна 927