СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Праздник Весны – Красны»
СПЕКТАКЛЬ ПОСВЕЩЕННЫЙ ВЕСЕННИМ ПРАЗДНИКАМ НА СВЯТОЙ РУСИ
Действующие лица
1) десятиклассники – организаторы вечера:
Странница - хранительницы 1, 2, 3,4 (говорят свой текст и 3 - помогают участникам)
Царь
Посол
Историк
2) Участники трех класса ( 3,4,5, или 6, или7 классы),
(заранее получившие слова и вместе с классным руководителем подготовившиеся к празднику)
Странница1
Земля наша плоская, стоящая на четырех быках и плавающая в воде. У земли есть край, хотя дойти до него нелегко, это мало кому удавалось, и оттуда не было возврата. Но некому было стремиться туда - на край света. И тогда Бог сотворил человека из восьми частей – элементов мироздания: тело взято от земли, кости – от камней, кровь – от моря, глаза - от солнца, мысли - от облаков, дыхание – от ветра, теплота – от огня, пот – от росы, жилы - от корней, волосы - от травы.
Странница 2
Но когда Бог оставил человека одного лежащим на земле, чтобы взять ему «глаза от солнца», сатана вымазал человека нечистотами. Смыв эту грязь, и смешав ее со слезами человека, Бог сотворил собаку, чтобы та стерегла человека, а сам отправился за «дыханием» для человека. Сатана вновь вернулся к человеку, и хотя собака не подпускала его близко, тот все же истыкал тело человека палкой, и впустил в него 70 недугов. Бог вновь изгнал сатану и очистил человека.
Странница 1
Он послал ангела взять букву на востоке, на севере, на западе и на юге – из букв было создано имя « Адам». Бог наделил человека душой, поставил царем над всеми тварями, затем сотворил Еву из левого ребра Адама. Вот теперь и появился тот, который верил, искал, надеялся и благодарил за деяния.
Странница 2
И чтобы человек ничего не забыл, Бог даровал ему память. Она в наших сказаниях и праздниках, в наших традициях и ритуалах. Сейчас предлетие, новолетье – весна, испытание для нас, нашей памяти и нашей веры. Да вершиться испытание. Да будет назван лучшим тот, чья память возрадует Бога.
Странница 1
Все к священному камню, туда, где холм царя Берендея.
(Открывается занавесь. На сцене в центре на возвышении царь Берендей, справа от него посол из Византии, слева историк из будущих времен. Перед царем Берендеем садят страницы.)
Странница3
Царь Берендей на священном холме. Гости его справа и слева стоят. Справа стоит сам посол Византийский, слева посол из будущих далеких веков, как оказался он здесь, как он прибыл сюда, мы ведать, не ведаем.
Царь
Только, страница- хранительница, мы скажем: Здравствуйте! Все кто с добром к нам приходит, и опасайтесь, те, кто со злом. Рады гостям мы. Их мы почуем и примечаем. Сядьте же гости, и радуйтесь с нами. Нынче народы славян показать свою удаль и память должны.
Вот перед нами наши народы: племя Полян - народ, обитающий в степях Днепровских - давший нам хлеб и премудрых нам отроков, знанья ценивший. Племя Древлян – народ, обитающий в дебрях лесных и чащобах – нам храбрых, отважных охотников давший. Дреговичей племя – народ, обитающий в страшных болотах - нам смелых и щедрых сказателей и воинов давший. Пусть нам сегодня покажут они свои знанья; пусть перед нами покажут они свою силу и ловкость. Пусть да поможет им выдержка и смекалка, наше вниманье и благословенья Господня.
Историк
Время сейчас интересное – Весна – красна, возрождение природы. Проснулась зелень и животный мир, начало весеннего сева, закладка будущего урожая, богатства. Недаром славяне справляли свой Новый год в марте. Действительно просыпается природа.
Странница4
Весна – зовётся у нас: Жива. Названа она так потому, что с приходом своим животворит. Жива - есть краткое имени Живена, значит « дающая жизнь». Служит у богини небесной посланницей – кукушка вещунья. Вам она скажет о наступлении лета и о начале гроз и дождей. Срок человеческой жизни расскажет, и прокукует, когда заключится брачный союз меж людей. Как же встречали жену Перуна – бога грозы.
Сценку готовит класс участник (5 а, проигрывает слова старейших рода
(выходят 1,2 старейшины рода на участок перед сценой, один встает с право, другой с лево)
старейший рода 1
Накануне готовили мы круглый хлеб. Ранним утром поселянки расставляли на священном холме – Живец, на проталинке расстилали новый холст, и клали на него хлеб и, обращаясь на восток, говорили они: «Вот тебе, матушка Весна!» Затем, оставляли свои дары под открытым небом, возвращались домой. Веря, что матушка Весна, оденет себе новину, и за принесенный хлеб пошлет людям урожайный год.
(Девицы и отроки выходят на участок перед сценой встают с право и с лево от центра. Отроки остаются на месте, а девицы идут в центр, на проталинку - середину расстилают новый холст, и кладут на него хлеб, дары и, обращаясь на восток, говорят : «Вот тебе, матушка Весна!» Затем, оставляют свои дары (венки, сладости, хлеб), расходятся вправо и влево к отрокам. Громко говорят: « Верим, что матушка Весна, оденет себе новину, и за принесенный хлеб пошлет людям урожайный год. )
старейший рода 2
А днем приходили девицы и отроки на поле, и на первую проталинку, сажали, украшенную первой травкой и подснежниками Живу – самую красивую девицу, сажали ее прямо на дерн, рядом с ней клали венки и сладости, и водили вокруг Живы веселые хороводы. Жива, слушала песни и кидала в участников хоровода венками и сладостями. Кому достанется венок, тот хранит его весь год для удачи и счастья. Кому сладость тому временная удача.
(Девицы берут за руки Живу и ведут ее к полотенцу и дарам, сажают ее в центре у полотенца и образуют хоровод, а отроки берутся за руки и образуют хоровод за ними. Все при этом поют… )
Песня
( запевала поет куплет, а все поют ой, люли… В это время Жива раскидывает венки и сладости, которые подхватывают отроки и девицы, продолжая водить хоровод )
запевала
«Земляничка – ягодка,
Отчего же ты красна?
Ой, люли, ой, люли,
Отчего же ты красна?
Отчего же ты красна?»
«Земляничка – ягодка, Отчего же ты красна? Ой, люли, ой, люли, Отчего же ты красна? Отчего же ты красна?» «Во сыром бору росла, Ой, люли, ой, люли, Во сыром бору росла. Во сыром бору росла, Спротив солнышка цвела. Ой, люли, ой, люли, Спротив солнышка цвела.» |
«Ой, Евланя – душечка, Да в кого ж ты хороша? Ой, люли, ой, люли, Да в кого ж ты хороша?» «Я в тятеньку хороша, Да я в маменьку пригожа. Ой, люли, ой, люли, Да я в маменьку пригожа.» |
(Девицы и отроки заканчивают песню)
Жива: Я венки все раздала,
оставшиеся сладости все с собою унесла.
Ой, люли, ой, люли
Все с собою унесла.
(Заканчивается действие. Девицы и отроки с Живой убегают.)
Царь
Усладили наши очи девицы и отроки. Хвала вам, что помните наши древние игры.
Историк
14 марта Евдокия – наступление весны, Нового года у славян. С этого дня начинались обряды «кликания весны».
Странница3
Молодежь забирается на высокие места (крыши, пригорки), выкрикивает особые магические «веснянки», призывает весну.
Странница 4 Эй, девицы, отроки призовите весну красну! (Кричат веснянки поочередно участники праздника…)
5а Благослови, мати, Весну заклинати. Рано, рано Весну закликати Весну закликати, Зиму провожати. Рано, рано Зиму провожати. Зимочку в возочку, Леточко в челночку. Рано, рано Летечко в челночку. Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочке, На рженом колосочке. |
5б Блогослави, Боже, На взгорочку сести, Весну загукати, Летечко отмыкати, Зиму замыкати: Летечко тепленько, Зима студеная Летечко в каточку Зима в полозочку. |
5в Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистой, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявыим, С ячменем усатыим, Со просом, со гречею, С калиною – малиною, С черной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травой - муравушкой |
Историк
22 марта праздник Сорок Мучеников. Сороки - назывался праздник. Сороки – время, когда «день с ночью меняется».
Странница4
Солнце – это Девица – краса, Марья – Моревна. Месяц - это муж Солнца. Ночью и зимой живет Солнце на востоке в стране вечного лета, откуда разносятся весной по всей земле семена. Девице – красе прислуживают солнечные девы, которые расчесывают ее золотые кудри и умывают, разгоняют тучи и проливают дождь. У Солнца, Марьи Моревны – две сестры – Утренняя заря и Вечерняя. Утренняя заря выводит белых коней солнечной колесницы, а Вечерняя -–принимает их. У Солнца и Месяца есть дети – это звезды. Весной Солнце – Девица – краса надевает блестящий кокошник и выезжает из далеких теплых стран на встречу своему мужу. Весенние грозы это приглашение и предвестники торжества, откликами на пир пробуждение всего живого.
Странница3
Отец – небо, верховный владыко Вселенной, родоначальник всех светлых богов, отпускает птиц, которые улетают к нему на зиму. Кукушки - хранящие у себя ключи от неба, весной отдают их Перуну - богу грозы. И тогда Перун разбивает крепкие оковы на дождевых тучах и воскрешает дождем землю к новой жизни. Эта вода из первых весенних дождей, и есть мертвая и живая вода, приносящая здоровье и счастье.
Историк
Но, Сороки это время не только увеличения дня, но этот день связывали с прилетом сорока сороков птиц, несущих весну. В этот день пекли знаменитые весенние печенья - «жаворонки».
Царь
Порадуем и мы своими птахами небеса, какие помогли принести весну – красну.
Странница4
Подносите своих божьих вестников девицы и отроки.
( Подносятся (поочередно участники) испеченные жаворонки (печенье похожие на птиц) с песнями. Можно хором все или поет запевала подносящие.
5а Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите, Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела |
5б Уж ты пташечка, Ты залетная! Ты слетай На сине море, Ты возьми Ключи весенние Замкни зиму Отомкни лето красное |
5в Жаворонки, жаворонки Прилетите к нам, Принесите нам Весну – красну Жаворонки, Жаворонки прилетите, К нам Весну – красну принесите. |
Историк
Печеных птичек поднимали на палках или вилах, как можно выше или оставляли – на высоких местах, или съедали их, а головки отдавали скоту, или крошили «птах» над землей. Запекали в птахах различные небольшие предметы – на счастья.
Посол
К весенним народным праздникам, тесно связанным с христианской традицией относится вербная неделя. Воскресенье, которого является последним воскресным днем перед главным православным праздником Пасхой. 4 апреля – Вербное воскресенье.
Странница3
Вербе, первому из зацветающих в наших краях дереву, издавна приписывали магические свойства. Охранение от злых духов, от разных бед и напастей. Освещенную вербу целый год хранили за божницей или перед иконой. Говорят, наши предки, что богиня Мать Сыра Земля - материнская утроба, которой, не устает рожать от начала мира и до наших дней, не могла остаться равнодушной при мысли, что у нее есть счастливая соперница, одаренная чудесным свойством рождать детей своих изо всех частей тела. От зависти к этой матери Земля втянула соперницу в трясину – и несчастная женщина превратилась в вербу.
Странница4
Так появились вербы. Верба зацветает первой и может передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.
Сценку готовит класс участник (5 б, проигрывает)
(Изображение коровы или переодетые коровой люди, хозяйка, хозяин, дети все с ветками вербы.)
Хозяйка
Верба хлест Бьет до слез. Верба синя Бьет несильно. Верба красна Бьет напрасно. Верба бела Бьет за дело. Верба хлест- Бей до слез. |
Хозяйка хозяина Будь велик, як верба, А здоров, як вода, А богат, як земля. |
Дети, по отбрыкивающейся корове и друг другу Верба хлест, Бей до слез Не я бью, Верба бьет. Будь здорова, как верба! |
(Сначала корову бьет только дети, затем и взрослые. Корова мычит, а затем бодается, брыкается и удирает, за ней все семейство, которое старается попасть вербой по корове.)
Старейший рода
Верба первым деревом весну встречает. Первой цвет свой дарит, потому и силу такую имеет, что и скот охраняет и посевы от всяческих бед. Ее втыкают в крышу или двери хлева.
Верба повышает урожайность земли, поэтому разламывали ветки, разбрасывали по полю.
Вербой бьют всех домочадцев, а особенно детей, желая передать им здоровье вербы. Верба избавляет от лихорадки и других бед. Вербу кладут в воду и купают в ней больных детей.
А в хату, где есть верба, не может попасть молния.
(все участники сценки уходят)
Царь
Приятно, знают, наши обычаи и о священной вербе, гостям нашим любезным с толком рассказали.
Историк
В субботу или воскресенье вербной недели на базаре продают вербных херувимов – прелестных розовощеких ангелочков – символ хорошеньких здоровеньких пухленьких детей.
Посол
Праздник вербное воскресение - это вход Господин в Иерусалим. Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим, жители которого встречали Сына Божьего приветственными возгласами и в знак особого почтения бросали к его ногам пальмовые ветви. Так торжественно народ встречал Иисуса, победившего смерть и воскресившего своего друга Лазаря, который был убит и пролежал 4 – ре дня мертвым.
Странница3
А у нас пальмы не растут, вот вместо них мы стали освещать распустившуюся к тому времени священную вербу.
Историк
Кстати, название вербы связывают с латинским словом verbena, что значило прутья, и листья священной зелени.
Царь
7 апреля окончательная победа над зимой. В этот праздник строго – настрого запрещено работать: в этот день птица гнезда не вьет, девушка косы не заплетает.
Странница 4
Но кукушка ослушалась. И теперь гнезда своего не вьет, детей своих не растит. С этих пор весь век куковать кукушка должна.
Посол
7 апреля это праздник – Благовещение. Известно, что архангел Гавриил сообщил деве Марии « благую весть» (отсюда и Благовещение), о скором рождении у нее божественного младенца, спасителя рода человеческого.
Все верующие верят, что на Благовещение и Пасху грешников в аду не мучают. Богородица – заступница молиться о грешниках.
Странница 3
Поселяне верят, что от помощи Богородицы зависит судьба урожая. И обращаются с молитвой к ней в этот день. А икону ставят рядом с яровым зерном, предназначенным для посева.
Историк
Этот день вообще неблагоприятный, отрицательный у славян. Именно на Благовещение происходят ссоры, скандалы, недоразумения. В этот день нельзя одевать новую одежду, иначе наверняка порвешь или испортишь, день опасен с точки зрения возможного сглаза, призора, наговора, прочего злого магического воздействия.
Странница 4
Для предохранения от которого жгли особые огни, костры, через которые перепрыгнуть нужно, а дымом окуривали одежду, чтобы сделать ее непроницаемой для враждебных сил. А на самой одежду делали узоры и защищали ворот, длинные рукава, подол.
© 2017, Федешова Надежда Владимировна 277