СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интересное предание о Гэнэн – худакте и Сухэр – ноене» было записано М. Н. Хангаловым у балаганских бурят. Опубликовано оно было в сборнике «Сказания бурят.», Записки ВСОРГО по этнографии, т. I, вып. 2, Ирк., 1890, стр. 108-112. Приведу его полностью. Чем это сказание меня заинтересовало? В нём есть строки о наших местах (я выделила их полужирным начертанием). Письмена на тибетском языке, которые высечены на малом Хашхае, не о них ли в том числе говорится в сказании? Второй эпизод, который достоин внимания: это предсказание Сухэр-нойона, о месте, где будут разбираться разные тяжбы. Во времена М.Н. Хангалова там находилась Балаганская степная дума. Это же речь идёт о Нукутах. Не так ли? Место это было предопределено и предсказано в давние времена как административный центр. На этом предоставляю вам время познакомиться с легендой и делать свои выводы.
ПРЕДАНИЯ О ГЭНЭН- ХУДАКТЕ И СУХЭР - НОЕНЕ
По народным преданиям, в старинные времена буряты и монголы часто переходили то на ту, то на другую сторону Байкала. Монголы приходили из Монголии, переправлялись через Байкал и жили тут; но иногда опять уходили на юг, а на их место приходили другие. Таким образом, жившие по ту и другую сторону Байкала были в частых сношениях. Буряты, жившие по северную сторону Байкала, делали набеги в Монголию и угоняли у монголов скот, которого у бурят было мало, а также добывали здесь разные украшения, выменивали их на звериные шкуры. Монгольские ханы, узнав о существовании байкальских бурят, живущих независимо и не платящих никому дани, захотели их подчинить себе. С этой целью они послали на северную сторону Байкала двух лам: один назывался Гэнэн-худакта, а другой Сухэр-ноен. Двое этих посланных должны были подчинить бурят и прекратить их набеги на Монголию и угон скота. Гэнэн-худакта приезжал в землю бурят задолго до прихода русских. Он был из племени o л o д (калмык). Он был лама и отличался необыкновенной силой. Он приезжал на северную сторону Байкала, чтобы обратить бурят в буддийскую веру, но это ему не удалось, так как буряты не показывались ему и уходили вглубь лесов и прятались, не желая подчиниться монгольскому хану и рассчитывая жить по-прежнему, не завися ни от кого и никому не платя дани.
Гэнэн-худакта приехал из Монголии по реке Селенге, спустился вниз по течению к Байкалу и по льду попал на остров Ольхон, откуда через Малое море (Н а р и н д а л а й) перебрался на северную сторону Байкала; через нынешнее Ольхонское ведомство он приехал в Верхоленское ведомство, а оттуда в Кудинское. Здесь он остановился на некоторое время и, взяв х у ж и р (солонец), направился в Идинское ведомство, переправился через Ангару, вошел в Балаганское ведомство и поднялся по р. Унге; здесь тоже остановился на некоторое время и взял хужир. Из двух ведомств, Кудинского и Балаганского, он увез хужиру на семидесяти верблюдах. С реки Унги Гэнэн-худакта вышел на р. Оку и, поднимаясь вверх по ее долине, ушел обратно в Монголию. По дороге Гэнэн-худакта на скалах оставлял письмена или надписи, которые буряты называют теперь Г э н э н-х у д а к т ы н - т а м г а. Впрочем, предание указывает только на одно место с подобной надписью. Говорят, что где-то в верховьях Оки, около окинского караула на горе Монгoлжини-ула он оставил надпись, которая существует и до сих пор. Кроме того, буряты Балаганского и Верхоленского округов указывают дорогу Гэнэн-худакта. Кудинские буряты указывают дорогу, по которой будто бы Гэнэн-худакта ехал в Идинское ведомство; эта дорога проходит по лесу; все деревья на ней вырублены. Другие эту дорогу называют китайской и говорят, будто по ней китайцы ехали обратно в Китай. Балаганские буряты указывают дорогу Гэнэн-худакты по р. Унге; она теперь заметна в виде углубления, заросшего травой, будто бы вытоптанного многочисленными караванами верблюдов. У бурят Балаганского ведомства до сего времени сохранилась в памяти песня о Гэнэн-худакте:
Ара дэгур харбаха
Мордобхилжи хуряха
Алтан халюр hуматаб.
Боро шарга моретоб.
Аламhиса булгэхэ
Хyрзэн шинэн зентэб.
Боро шара моретоб.
Тэрэ хэми гэхэдэ
Мoр дэгур табиха
Мoнгoн халюр hуматаб.
Гэнэн-худакта бэерэб.
Сухэр-нойон, по народному преданию, приезжал в эти места далеко позже Гэнэн-худакты, но сколько именно лет прошло между приездами этих двух лам, буряты сказать не умеют.
Сухэр-нойон
«з у р г а н» и будут разбираться разные тяжбы. После этого он поднялся вверх по р. Унге и выехал на р. Оку, по которой обратно уехал в Монголию. Во время своего пути Сухэр-нойон совершал над бурятами разные жестокости, будто бы наказывая и предсказывая будущее, что будто бы теперь сбывается. Буряты разбегались от него по лесам, уходили в глубь тайги, и Сухэр-нойон не нашел в крае жителей. В это время был некто Олзой
малый Хашхай
фотография с малого Хашхая, фото от 15.10.2019 г.
© 2024, Шулунова Стелла Викторовна 165