СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преданья старины глубокой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересное предание о Гэнэн – худакте и Сухэр – ноене» было записано М. Н. Хангаловым у балаганских бурят. Опубликовано оно было в сборнике «Сказания бурят.», Записки ВСОРГО по этнографии, т. I, вып. 2, Ирк., 1890, стр. 108-112. Приведу его полностью. Чем это сказание меня заинтересовало? В нём есть строки о наших местах (я выделила их полужирным начертанием). Письмена на тибетском языке, которые высечены на малом Хашхае, не о них ли в том числе говорится в сказании? Второй эпизод, который достоин внимания: это предсказание Сухэр-нойона, о месте, где будут разбираться разные тяжбы. Во времена М.Н. Хангалова там находилась Балаганская степная дума. Это же речь идёт о Нукутах. Не так ли? Место это было предопределено и предсказано в давние времена как административный центр. На этом предоставляю вам время познакомиться с легендой и делать свои выводы.

ПРЕДАНИЯ О ГЭНЭН- ХУДАКТЕ И СУХЭР - НОЕНЕ

По народным преданиям, в старинные времена буряты и монголы часто переходили то на ту, то на другую сторону Байкала. Монголы приходили из Монголии, переправлялись через Байкал и жили тут; но иногда опять уходили на юг, а на их место приходили другие. Таким образом, жившие по ту и другую сторону Байкала были в частых сношениях. Буряты, жившие по северную сторону Байкала, делали набеги в Монголию и угоняли у монголов скот, которого у бурят было мало, а также добывали здесь разные украшения, выменивали их на звериные шкуры. Монгольские ханы, узнав о существовании байкальских бурят, живущих независимо и не платящих никому дани, захотели их подчинить себе. С этой целью они послали на северную сторону Байкала двух лам: один назывался Гэнэн-худакта, а другой Сухэр-ноен. Двое этих посланных должны были подчинить бурят и прекратить их набеги на Монголию и угон скота. Гэнэн-худакта приезжал в землю бурят задолго до прихода русских. Он был из племени o л o д (калмык). Он был лама и отличался необыкновенной силой. Он приезжал на северную сторону Байкала, чтобы обратить бурят в буддийскую веру, но это ему не удалось, так как буряты не показывались ему и уходили вглубь лесов и прятались, не желая подчиниться монгольскому хану и рассчитывая жить по-прежнему, не завися ни от кого и никому не платя дани.

Гэнэн-худакта приехал из Монголии по реке Селенге, спустился вниз по течению к Байкалу и по льду попал на остров Ольхон, откуда через Малое море (Н а р и н д а л а й) перебрался на северную сторону Байкала; через нынешнее Ольхонское ведомство он приехал в Верхоленское ведомство, а оттуда в Кудинское. Здесь он остановился на некоторое время и, взяв х у ж и р (солонец), направился в Идинское ведомство, переправился через Ангару, вошел в Балаганское ведомство и поднялся по р. Унге; здесь тоже остановился на некоторое время и взял хужир. Из двух ведомств, Кудинского и Балаганского, он увез хужиру на семидесяти верблюдах. С реки Унги Гэнэн-худакта вышел на р. Оку и, поднимаясь вверх по ее долине, ушел обратно в Монголию. По дороге Гэнэн-худакта на скалах оставлял письмена или надписи, которые буряты называют теперь Г э н э н-х у д а к т ы н - т а м г а. Впрочем, предание указывает только на одно место с подобной надписью. Говорят, что где-то в верховьях Оки, около окинского караула на горе Монгoлжини-ула он оставил надпись, которая существует и до сих пор. Кроме того, буряты Балаганского и Верхоленского округов указывают дорогу Гэнэн-худакта. Кудинские буряты указывают дорогу, по которой будто бы Гэнэн-худакта ехал в Идинское ведомство; эта дорога проходит по лесу; все деревья на ней вырублены. Другие эту дорогу называют китайской и говорят, будто по ней китайцы ехали обратно в Китай. Балаганские буряты указывают дорогу Гэнэн-худакты по р. Унге; она теперь заметна в виде углубления, заросшего травой, будто бы вытоптанного многочисленными караванами верблюдов. У бурят Балаганского ведомства до сего времени сохранилась в памяти песня о Гэнэн-худакте:

Ара дэгур харбаха

Мордобхилжи хуряха

Алтан халюр hуматаб.

Боро шарга моретоб.

Аламhиса булгэхэ

Хyрзэн шинэн зентэб.

Боро шара моретоб.

Тэрэ хэми гэхэдэ

Мoр дэгур табиха

Мoнгoн халюр hуматаб.

Гэнэн-худакта бэерэб.

Сухэр-нойон, по народному преданию, приезжал в эти места далеко позже Гэнэн-худакты, но сколько именно лет прошло между приездами этих двух лам, буряты сказать не умеют.

Сухэр-нойон[1] также был из племени oлoд. Он был лама (по преданию он во многих местах «ламатучил»), а также был батур, то есть предводитель, отличавшийся необыкновенной силой. С того времени, как он приехал, по преданию балаганских бурят, прошло шестнадцать или семнадцать поколений[2]. При нем было триста вооруженных человек или телохранителей. Цель его прихода была покорить бурят, обратить в буддийскую веру и заставить их платить дань дорогой пушниной. Он приехал из Монголии по другому направлению, чем Гэнэн-худакта, а именно – через нынешнее Тункинское ведомство. Из Тунки Сухэр-нойон приехал в местность, называемую по-бурятски Уля (где ныне Александровский завод). В то время при устье речки на острове Ангары жил большой шаман Гуртэ-зарин[3] Монготуев. Сухэр-нойон приказал этому шаману помочь переправиться через Ангару, но шаман отказался. Тогда Сухэр-нойон начал «ламатучить»[4], и Ангара покрылась льдом, по которому Сухэр-нойон перешел на остров и приказал шаману Гуртэ-зарину покориться и заплатить дань. Гуртэ-зарин отказался; он сказал: «Я никогда никому не был подчинен и не хочу платить дань!» Тогда Сухэр-нойон велел своим людям стрелять в шамана и убить его, но они никак не могли этого сделать. Тогда шаман Гуртэ-зарин сказал: «Обверните мою голову нечистым платком и подкладкой унты, тогда только я могу умереть». Когда это сделали, шаман умер. Тело шамана Гуртэ-зарина бросили в реку Ангару. Брошеное тело пошло вверх по течению. Отсюда Сухэр-нойон поехал в Идинское ведомство, по речке Оса спустился вниз и доехал до местности, где ныне стоит Идинская степная дума. Здесь Сухэр-нойон остановился на некоторое время и предсказал, что впоследствии будут жить кузнецы, что здесь будет присутственное место (з у р г а н). Отсюда Сухэр-нойон выехал на реку Ангару и поехал вниз по ней до нынешнего Братского острога, от которого возвратился обратно, переправился на левую сторону и поднялся вверх по Ангаре выше Балаганска. Поднявшись немного выше Балаганска, выехал на речку Унгу, по которой поднялся вверх и остановился недалеко от местности, где ныне стоит Балаганская степная дума. Тут он опять предсказал, что здесь будет

«з у р г а н» и будут разбираться разные тяжбы. После этого он поднялся вверх по р. Унге и выехал на р. Оку, по которой обратно уехал в Монголию. Во время своего пути Сухэр-нойон совершал над бурятами разные жестокости, будто бы наказывая и предсказывая будущее, что будто бы теперь сбывается. Буряты разбегались от него по лесам, уходили в глубь тайги, и Сухэр-нойон не нашел в крае жителей. В это время был некто Олзой[5], который будто бы считался царем здешних мест. Сухэр-нойон, поднимаясь по пади Тотхото, встретил одного бурята, который ехал на красном порозе. Этого бурята звали Ханха. Встретившись с ним, Сухэр-нойон спросил его: «Откуда ты приехал?» Бурят Ханха ответил, что он приехал от своего царя Олзоя. Тогда Сухэр-нойон приказал своим людям убить этого бурята. Когда убили бурята Ханха, то тело его бросили в озеро, которое и теперь по его имени называется Ханха-нур.

[1] См. «Изв.», т. XIV, № 1, 2, стр. 11

[2] Если каждое поколение считать по 30 лет, то со времени Сухэр-нойона прошло около 480 или 510 лет; следовательно, это было около 1370-1400 годов

[3] З а р и н – «шаман»

[4] То есть совершать богослужение по обряду лам

[5] Хан Олзой жил в Балаганском ведомстве по речке Унге; потомки его ныне живут по р. Унге, составляя два рода: 1-й и 2-й Олзоевы роды.

малый Хашхайфотография с малого Хашхая, фото от 15.10.2019 г.

Категория: Истоки
02.10.2024 15:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП