© 2025, Кобелева Елена Алексеевна 140
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, для развития процессов информатизации, а для этого необходимо построение единой информационной среды (ЕИС).
Создание и развитие (ЕИС) представляет технически сложную и затратную задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды.
Одна из важнейших задач современного педагога - это умение организовывать профессиональную деятельность в условиях информационной образовательной среды (ИОС). Учитель должен научиться, сам осуществлять взаимодействие со средой и научить взаимодействовать с ней учеников.
Современный урок немыслим теперь без использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Особенно это касается дисциплин естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.
Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Мы не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей:
Использование новейших информационных технологий дает возможность учителю одновременно добиваться решение многих учебных и воспитательных задач:
ИКТ позволяют насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся, развивает пространственное воображение учащихся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и процессов, происходящих в живых организмах.
Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке — его использование при рассмотрении опасных процессов, медленно текущих или быстро протекающих процессов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья школьника или не доступно для ознакомления непосредственно.
При изучении различных дисциплин эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов с использованием ИКТ:
1) использование Единой коллекции ЦОР
использование ЭОРов, хранилищем которых являются:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Республиканский мультимедиа центр
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный портал Российское образование
Российский общеобразовательный портал
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
2) Электронные пособия, приобретенные в готовом виде (CD, DVD-дисков) по различным предметам.
3) Электронные энциклопедии Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
4) Электронные репетиторы: Единый государственный экзамен, Тесты для учащихся 8-11 классы,
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
II. Использование презентаций в учебном процессе
Презентация может быть как обычная, так и мультимедийная с элементами видео, аудио, 3D модели, рисунков, фотографий, текста, анимации, навигации, теории.
Урок презентация — это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. Я использую как собственные презентации, так и готовые из электронных ресурсов интернет:
К поиску материалов также привлекаю учеников, предлагаю подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т. д.
Материалы и слайды презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся выступать по новой теме, имея такие «шпаргалки». При этом они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, возможности для естественного самовыражения, самостоятельности, повышается интерес к изучению химии и биологии и делает обучение более осмысленным и эффективным. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
как способ создания проблемной ситуации;
Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль, так как можно использовать компьютерное тестирование, самостоятельные задания в электронном виде, которые могут быть в виде презентаций, отдельных отсканированных файлов, готовых контролирующих программ и т. д.:
Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность педагогу самому составлять новые тесты или изменять существующие.
Как способ проверки знаний я использую как самостоятельно составленные тесты и задания в программе Power Point, Exsel, так и готовые из ресурсов интернет.
Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый потенциал, является метод проектов.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность учащихся, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Метод проектов на уроках химии и биологии реализуется не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий и т.д., но и благодаря использованию ИКТ. Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобрести коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии и биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.
Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда некоторые вещества, например в курсе химии являются опасными, а некоторых реактивов нет в наличии, или в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование, или в курсе географии при изучении геологических процессов. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Таким образом, использование компьютерных технологий обогащает процесс обучения. Отчет о работе учащийся оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.
Также учитель во внеурочное время может найти нужные материалы, и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на практических работах.
Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности. Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель-компьютер-ученик. Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать различные предметы. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, организовать лабораторную работу при отсутствии натурных моделей объектов, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:
Интернет позволяет реализовать три задачи:
Большой интерес вызывает у обучающихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.
Чтобы обучающиеся не тратили время на поиск информации по той или иной темы, я заранее готовлю для них карточки-инструкции, в которых указаны соответствующие электронные адреса, здесь же указаны вопросы-задания, на которые необходимо подготовить ответы.
Например:
Задания все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к изучаемой дисциплине.
В настоящее время Интернет можно использовать для:
Заключение:
Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий, поэтому работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций». Для познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией (информационная компетентность): собирать, анализировать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции.
Для выполнения поставленной задачи учитель применяет информационные технологии, в том числе образовательных ресурсов сети Интернет.
Подводя итог, хочу отметить, что ИКТ работают на конкретного ребенка. Они дают возможность ребенку осознать свою социальную значимость, и школьный урок превращается в процесс коллективного поиска, творчества и становления личности ребенка. Несомненно, что информационно-коммуникационные технологии относятся к инновационным технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
© 2025, Кобелева Елена Алексеевна 140