СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сложности преподавания и методы обучения игре на гитаре.Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Возьмем хотя бы аккомпанемент – он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса – тут уже нужно владеть инструментом профессионально. Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли. Фламенко на гитаре – это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам. И еще фламенко – импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге.
Доступна гитаре и джазовая музыка. Джаз – сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Гитара в совершенстве постигла и сложности джаза, и его законы. В 1920е годы в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту – банджо. Гитара в джазе – не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе – почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы вступают в концертах с самостоятельными номерами. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами – например, со скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слушать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание. Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат. Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром. Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое явление музыкальной культуры, как русский городской романс. И, наконец, электрогитара, давшая жизнь новому направлению вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора.
При всем разнообразии мира гитары хотелось бы выделить роль гитары классической, той основе, на которой сформирован золотой фонд гитарного искусства. Конструкция шестиструнной гитары прошла ряд изменений, в настоящем своем виде классическая гитара существует со второй половины XVIII века. В первой половине XIX века наступает расцвет гитарного искусства. С этим периодом истории гитары связаны имена испанских гитаристов-виртуозов Ф. Сора и Д. Агуадо, итальянских – М. Джулиани, Л. Лениани, М. Каркасси и Ф. Карулли. Прекрасным гитаристом был гениальный скрипач Н. Паганини. Для гитары писали такие композиторы как Ф. Шуберт, К.-М. Вебер, Г. Берлиоз. Неоценимый вклад в развитие гитарного искусства внесли испанский гитарист-виртуоз – Ф. Таррега, а так же его последователи – выдающиеся гитаристы современности М. Льобет, Э. Пухоль, А. Сеговия, М. Л. Анидо. Гитара завоевывает симпатии известных современных композиторов Э. Вилла-Лобоса, М. Кастельнуово-Тедеско, М. Понсе, Х. Родриго и многих других. Из русских гитаристов-шестиструнников в XIX веке широкой известностью пользовались М. Соколовский и Н. Макаров.
Огромная популярность гитары привлекает все больше и больше людей разных возрастов. В музыкальные школы и школы искусств приходит большое количество детей, желающих постичь мир искусства, мир музыки. Учась в классах классической гитары, у детей развивается вкус, кругозор, мышление, и, прежде всего, работа над собой, своим характером. Начальный этап обучения на гитаре, та кропотливая работа над посадкой и постановкой рук, приведет к прекрасным моментам общения с музыкой.
© 2019, Москалёв Александр Михайлович 268