СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анализ причин неудач в учебе. Пути преодоления неуспеваемости
В своё время известные педагоги и психологи классифицировали причины неуспеваемости ребёнка каждый по-своему. Например, Ю.К. Бабанский выделяет два фактора: это причины внутреннего и внешнего плана.
К внутренним причинам относятся болезни и физические дефекты детей. Возможно, такой ребёнок будет предметом насмешек и буллинга в школе. Соответственно, он получает психологическую травму, переживания и т.п. И, как следствие, нежелание идти в школу. Пропуски уроков, пробелы в знаниях. Отсюда – неуспеваемость.
К причинам внешнего плана можно отнести:
- плохие бытовые условия (когда у ребёнка нет не то, что своей комнаты, но даже письменного стола);
- отдалённость места жительства от школы (плохое состояние дорог, транспортное сообщение, отсутствие денег на общественный транспорт);
- отсутствие заботы родителей (пример, когда родители пьют. Ребёнку самому приходится заботиться не только о себе, но и о своих родителях. В этом случае, времени на уроки нет);
- отсутствие родительского контроля (не контролируют выполнение ребёнком домашнего задания, посещаемость, нет контакта с классным руководителем. Возможно, по причине занятости: родители работают – на ребёнка нет времени);
- недостатки воспитания ученика: лень, недисциплинированность (лень выполнять «домашку», лучше мультики посмотрю или в телефон поиграю. Иногда ученик пропускает уроки по причине болезни, на следующий урок приходит неподготовленный, мотивируя тем, что его не было. А спросить у одноклассников- не все дети ответственные);
- к числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Н.И. Мурачковский выделил три типа неуспевающих школьников:
1. Не могут, но хотят учиться (низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению). Есть такие родители, у которых завышена планка в отношении собственного ребёнка. И, когда дети не соответствуют этим «стандартам», начинаются конфликты. Ну не дано ребёнку хорошо учиться, как бы вы ни били их, что бы вы ни говорили им, что бы вы ни делали. Он просто начинает бояться ходить в школу. Боится отвечать (а вдруг опять получу плохую отметку? Дома будут ругать).
2. Могут, но не хотят учиться (относительно высокий уровень мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учёбе и к школе). Есть дети, у которых большой потенциал, они легко запоминают материал и т.д. Но «не хочу ходить в школу. Ненавижу школу. Мамка заставляет, а так бы не ходил. Зачем ходить, если всё есть в интернете». Другой мальчик: «Мне мамка сказала, не обязательно учиться, главное, чтоб я вырос хорошим человеком». Против такого « авторитета» не попрёшь. А мать его сказала, «не учится- ставьте ему двойки. Будет двоечником и что? Работ много: дворником пойдёт, на ферму пойдёт…»
3. Не могут и не хотят учиться (низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учёбе). Это, как правило, дети из асоциальных семей. Ходят в школу «просто посидеть на уроках», встретиться с друзьями. Иногда сбегают с уроков. Их точка зрения: «зачем мне учиться, когда я себя никем не вижу, кроме как работником пилорамы в своей деревне, а в школу хожу, чтоб аттестат получить. Тройки в любом случае поставят». (Орфография сохранена).
Работа с неуспевающими детьми должна вестись общими усилиями, комплексно, систематически. Целью проведения воспитательных и развивающих бесед преподавателя с учеником является решения проблем обучения, а также выявление и восполнение пробелов в знаниях по определенным предметам. Это играет большое значение в жизни ребенка, потому что, восполнив существующие пробелы, ученик догоняет своих одноклассников и теперь его целью является поддержание успеваемости. Для того, чтобы ученик не замыкался в себе, нужно постоянно обращать внимание на его успехи и стараться избегать критических замечаний. Например, это может быть предоставление ученику понятного и доступного задания, которое будет легким и принесет ему моральное удовлетворение от успешности его выполнения. Любой успех, даже самый незначительный, может стать начало проявления заинтересованности в обучении. Должны учитываться и условия, в которых обучается неуспевающий ученик. Например, педагогу необходимо предоставлять им больше времени на обдумывание ответа на вопрос или на ответ у доски. В ходе ответа направлять на нужную информацию и помогать с изложением своих мыслей, путем использования схем, инфографики или планов. Индивидуальная работа с таким учеником позволяет определить ту область, где у него есть пробелы, а также помочь восполнить ее. Еще одной особенностью обучения таких детей является поэтапное разделение предоставляемой в классе информации: равномерное распределение нагрузки, то есть слабых нужно подтянуть, а сильным и средним дать те задания, которые будут требовать от них чуть больше затраченных сил. Преподаватель отслеживает успеваемость каждого ученика, особенно уделяет внимание отстающим и неуспевающим. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
Какую бы педагогическую задачу мы ни решали, все равно стоит учитывать особенности ребенка и интересоваться из-за чего он переживает и как можно ему помочь. Начиная ходить в школу, каждый ребенок хочет узнать что-то новое и стать успешным, если не самым лучшим учеников в классе, а может быть и школы. Когда ученик впервые сталкивается с учебными проблемами, он может начать думать, что с ним что-то не так. Такая неуверенность в себе и собственных силах возникает почти у каждого человека, который хоть раз в жизни ошибался или сталкивался с трудностями. Дети особенно чувствительны к неудачам и промахам. Если ребенок говорит, что школа ему не нравится, а учение не приносит ему удовольствие, то это может иногда говорить о том, что где-то в глубине души он переживает из-за того, что чувствует себя ненужным или отверженным. Часто такое поведение провоцирует новое негативное поведение. В итоге такие дети часто ищут внимания там, где они будут думать, что их любят, и они что-то значат для этих людей. Так они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым пополняя ряды «неблагополучных», «трудных» детей. Здесь важна работа с родителями. К сожалению, не все родители в курсе школьной жизни своих детей. До иных «не достучаться»: дают несуществующий номер телефона, блокируют звонки классного руководителя, не приходят на родительские собрания и т. д. Зато они тут как тут, когда у ребёнка плохие отметки. Начинают обвинять учителей в предвзятости, некомпетентности и т.п. Соответственно, ребёнок слушает своих родителей и начинает мыслить также. Также они учат их «качать» права и не учат выполнять обязанности. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
© 2023, Васюрина Светлана Владимировна 165