СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины снижения интереса к русской литературе у современных школьников в контексте проблем духовно-нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день для современной социокультурной ситуации в отношении чтения характерно проявление негативных тенденций: заметно снижение внутренней мотивации школьников к чтению художественной литературы, приводящее к общему дефициту интереса к чтению. Причины снижения интереса к чтению русской литературы и чтению вообще у школьников имеет сложную природу. Так, исследователи Долинина Т.А., Юшкова Н.А. подчеркивают, что сама процедура школьного образования должна способствовать формированию читающего человека (Homo legens). Тем не менее, можно наблюдать обратное: всё чаще фиксируется заметное снижение внутренней мотивации школьников и родителей к чтению художественной литературы, что приводит к общему отсутствию интереса к чтению.

Правила, установленные школьным литературным образованием о безусловной ценности классики, не означает реального систематического включения классических произведений в их круг чтения. Относительно школьников это происходит из-за смещения интересов и их взросления, появления Интернета, как главного отвлекающего фактора (что является отдельной проблемой и требует так же более детального рассмотрения в рамках другой темы). В то же время нагрузка современных педагогов не всегда позволяет детально представить всю необходимую программу. Отдельный вопрос – отсутствие семейных традиций чтения и занятость родителей. Факторов, отвлекающих от качественного обучения литературе, множество.

Долинина Т.А., Юшкова Н.А. подчеркивают, что «особенности современной ситуации в образовании, отражающей противоречивые реалии общественной жизни, требуют особого внимания к формированию у обучающихся межкультурной компетенции, исключающей шовинизм и ксенофобию» [2, с. 85].

Таким образом, школе лучше всего ориентироваться на личностное развитие обучающихся в более широком контексте. Все это необходимо для того, чтобы преодолеть отрицательное воздействие этноцентризма, различных стереотипов. Примечательно, что осознание ценности классической литературы, свойственное школьному литературному оьразованию, не влечет за собой включения этой литературы в программу, что мешает популяризации чтения. Отмечается, что «усиливается установка на чтение как облегчающее жизнь занятие, интересное, увлекательное, развлекательное по сути, не требующее внутренних усилий. Это приводит к востребованности второсортной литературы, что в некоторых случаях может свидетельствовать также и о стремлении погрузиться в иную реальность, уйти от необходимости решения проблем разного плана (от социальных, экономических до личных, психологических)» [2, с. 85].

В рамках освещения темы отдельно следует подчеркнуть отечественного исследователя, посвятившего свои работы проблемам чтения – С. Н. Плотникова. Автор еще в конце XX в. выделил основные отличия читающих людей [3, с. 46] и подчеркнул, что только человек, которому привита привычка к чтению, является максимально восприимчивым, преодолевающим легко негативные стереотипы и т.д. Так, по мнению С. Н. Плотникова, чтение формирует качества развитой личности, способной к эффективному общению. И многие теоретики и практики безоговорочно согласны с этим исследователем. Для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей современного человека часто бывает недостаточно компьютерных технологий и Интернета, и книга служит только прагматическим познавательным интересам. Доступность любой информации, свобода выбора и развитие новых информационных технологий также создают трудности. Нужно быть не только читателем, обладающим вкусом, но и иметь определенные знания, чтобы отличить качественную литературу. Это может быть заложено на уровне школы в старших классах (а начинаться должно, безусловно, с начальных).

По мнению экспертов разного уровня, следствием снижения читательской активности является проблема с грамотностью: «по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA, более 10% российских школьников являются функционально неграмотными, тогда как в ведущих странах этот показатель не превышает 1%»» [1, с. 95]. Снижение интереса читателей к художественному творчеству прошлого является предметом многочисленных дискуссий, объектом и предметом научных публикаций. В то же время авторы [4, с. 15]. считают, что изменилась и культура, форма чтения. Возможно, наступила новая эра чтения, плюсы и минусы которой человечество осознает через некоторое время. Чтобы понять происходящий процесс, нужно рассматривать его в широком социальном контексте, рассматривать как особый социокультурный феномен, понимать его роль в жизни социальных групп.

Очевидно, что развитие чтения как фундаментального образовательного навыка зависит от любви к чтению, которая является насущной потребностью, и прежде всего от семьи, школы и университета, которые составляют важнейшие институты общества. Существует целый комплекс причин появления новых тенденций в школьном литературном образовании, одна из них – смена нравственных ориентиров в обществе. И здесь нужно отметить проблемы нравственного воспитания школьников, в том числе и в особенности обучения основам православной культуры. Российское общество переживает серьезный духовно-нравственный кризис.

Бесспорно, духовно-нравственное воспитание, основанное на православных традициях, оказывает непосредственное влияние на формирование субъективного образа внутреннего духовного мира учащегося. При этом духовно-нравственное воспитание может быть реализовано и позволит в современном мире достичь высоких результатов путем приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и личностного совершенствования путем переосмысления процессов человеческой жизни, и в частности, посредством поддержки педагога в этом процессе с учетом социальных, культурных, этнических, психо-возрастных, гендерных, личностных и других особенностей школьника.

Так, можно проследить тесную взаимосвязь стремления к чтению русской литературы и уровня духовного воспитания школьников. Очевидно, что приоритетнее решать задачи популяризации чтения комплексно. Духовно-нравственное воспитание учащихся может быть в полной мере реализовано силами отдельных социальных институтов, таких, как: семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения, религиозные организации, культурные и спортивные организации, общественные учреждения. Это требует учета интересов, общественных позиций и договоренностей о целях, ценностях и установках обучения российской молодежи в целом.

Список литературы

1. Беляева Н.В., Бердышева Л.Р., Критарова Ж.Н., Шамчикова В.М. Влияние художественной литературы на воспитание современных школьников // Педагогический журнал. – 2018. – Т. 8. – № 1A. – С. 95-105.

2. Долинина Т.А., Юшкова Н.А. Развитие читательской культуры как основа ценностного отношения к духовному и культурному наследию // Этнодиалоги. – 2020. – № 3 (54). – С. 85-95.

3. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995): сб. науч. тр. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 46–58.

4. Тукаева А.Н. Факторы, влияющие на учебную мотивацию школьников // Психология человека и общества. – 2020. – № 11 (28). – С. 15-21.

Сведения об авторе.

Фирсова Юлия Александровна

Магистрант факультет теологии и религиоведения

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

16.12.2022 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП