СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Думаю, что нам, учителям иностранного языка, эта тема особенно близка, так как именно мы осуществляем свою образовательную деятельность на протяжении практически всех ступеней общего образования.
Преемственность – это, во-первых, система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка и, во-вторых, единство требований к результатам освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, являющихся ключевой составляющей Стандарта.
С целью безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено на кафедре организуются различные мероприятия: знакомство учащихся 4 классов с будущими учителями-предметниками, заседания кафедр, психолого-педагогический консилиум в 4 и 5 классах, взаимопосещения уроков, неделя открытых дверей в 5 классе и др. Данные мероприятия помогают организовать работу по преемственности более эффективно. Преимуществом в обеспечении преемственности в обучении английскому языку считаю то, что учителя кафедры работают с детьми со 2 класса и далее. Следовательно, учащиеся успевают привыкнуть к нашим требованиям, стилю общения, системе и формам обучения. Такую преемственнотьпреемственность обеспечивают УМК "Enjoy English" под редакцией М.З.Биболетовой, который изменён и переиздан в соответствии с ФГОС. Этот УМК-завершённый курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения.
Перехожу непосредственно к теме своего выступления.
Расскажу о внеурочной деятельности учителей кафедры.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность). Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении работы.
В Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
усовершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках ИЯ;
помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетического вкуса;
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Принципами организации внеурочной деятельности по иностранному языку являются:
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые.
При планировании и осуществлении внеурочной работы по предмету учителя кафедры выбирают те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам учащихся и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Многообразие форм позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.
Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учащихся.
Неделя иностранного языка проводится в нашей школе традиционно в апреле по предварительно составленной программе. Тематика мероприятий в рамках Недели интересна, познавательна, доступна, связана с учебным материалом и отвечает возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки
Предметные кружки одна из групповых форма внеклассной работы по иностранному языку
Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки решают таких задач: привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по учебному предмету; развитие индивидуальных способностей учащихся; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 2 – 4 классов составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию кружковой работы: 1 раз в неделю. Программа кружка органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем выходит за ее пределы и дополняет ее.
Уже 7 лет в лицее работает кружок «Лингва» по изучению второго иностранного языка – немецкого. Применяются различные формы кружковых занятий: социально-ролевые игры, круглый стол-обмен мнениями, урок воображаемого путешествия, театральные постановки. В наши дни владение несколькими иностранными языками становится необходимостью, одним из условий успешной карьеры в современном обществе. Кружковая работа способствует повышению качества знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Ученические конференции одна из форм индивидуальных внеклассной работы.
В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников готовят рефераты, презентации по той или иной теме. Ученическая конференция даёт возможность учащимся погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Конференция формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков научно-исследовательской деятельности, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.
Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции принимают участие учащиеся 9-11 классов. Научное общество учащихся — групповая форма внеурочной деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе самостоятельную работу над учебными исследованиями, консультации с руководителями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;
В настоящее время во внеклассной работе стало очень популярным и доступным использование средств сети Интернет. УМК авторов Биболетовой, Бим, переизданные в соответствии с ФГОС, уделяют много времени проектной работе.
Проектная деятельность учащихся является распространенным видом индивидуальной работы с использованием Интернет. Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. Это наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. В Интернете школьники могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. В настоящее время Гете-институт предлагает участие в совместных дистанционных международных проектах. Также предлагается участие в Олимпиадах, викторинах, курсах на иностранном языке. Участие в таких мероприятиях могут также вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка, в них могут принять участие все желающие.
Учебная экскурсия — это групповая форма внеурочного занятия с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсия входит в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность. В нашей школе организуется много автобусных экскурсий в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Таблица участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня за последние 3 года
№ |
Мероприятие |
Учебный год |
Количество участников |
результативность |
1 |
Олимпиада по иностранному языку: школьный этап |
2012-2013 2013-2014 2014-2015 |
26 29 39 |
призеры победители |
2 |
Всероссийский конкурс«Британский бульдог» |
2012-2013 2013-2014 2014-2015 |
135 141 250 |
Сертификаты участников дипломы победителей |
3 |
Городской конкурс переводчиков СГУ |
2012-2013 2013-2014 |
5 9 |
призеры |
4 |
Общероссийский конкурс «Олимпус» |
2013-2014 2014-2015 |
32 70 |
Сертификаты участников дипломы победителей-3 |
5 |
Общероссийский конкурс «Альбус» |
2013-2014 2014-2015 |
21 49 |
Сертификаты участников дипломы победителей-1 |
6 |
Общероссийский конкурс «Мультитест» |
2014-2015 |
69 |
Сертификаты участников дипломы победителей |
7 |
Общероссийский конкурс «Олимпусик» |
2014-2015 |
1 место |
|
8 |
Конкурс «Мой любимый иностранный язык» |
2012-2013 2013-2014 2014-2015 |
13 15 |
дипломы участников |
9 |
Конкурс коллажей и плакатов «По страницам немецких сказок» |
2013-2014 2014-2015 |
6 6 |
дипломы участников |
10 |
Международный проект Гете-института «Реальные истории нереальных существ» |
2014-2015 |
2 |
диплом 2 и 4 степени |
Выводы: Таким образом, внеурочная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
-80%
© 2017, Пахолкина Людмила Александровна 372