СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время получили распространение вариативные виды учебной работы с использованием интернет-ресурсов. Приведем примеры их практической реализации на учебных занятиях.
1. Тематический список (Хотлист)
Хотлист – это составленный преподавателем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что обучающиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа.
2. Мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook)
Этот вид работы ориентирован на создание коллекции мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Результатом изучения материала с использованием приема «Мультимедийный альбом» являются творческие отчеты обучающихся, выполненные в различных программах, например в Power Point.
3. Поиск сокровищ (Treasure Hunt)
Вид учебной работы, предполагающей поиск информации, позволяющей ответить на вопросы фактического характера по изучаемой теме. Этот прием состоит из четырех основных блоков:
4. Коллекция примеров (Subject Sampler)
Это способ организации учебной работы, при которой, выполняя личностно-ориентированные задания по изучаемой теме, обучающиеся должны проиллюстрировать результаты своей работы материалами из Интернета.
Дешифровальщик
Учащимся предлагается незнакомый научный текст, который просят расшифровать, поставив к незнакомым терминам гиперссылки. Прием прост в организации, так как текст можно выложить на сайте, разослать электронной почтой и т.д. Задания такого вида позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка: кому-то достаточно поставить 2-3 гиперссылки, а кому-то надо будет «расшифровать» гораздо больше. Кто-то займется их поиском в сугубо научной литературе, кто-то воспользуется Википедией, а кто-то может расшифровать с помощью картинок, выложенных в Интернете. Тем, кто использует на своих уроках технологию развития критического мышления (ТРКМ), хорошо известен прием систематизации учебной информации в виде кластеров. Он требует оценки изучаемого материала, его систематизации и анализа. Для его реализации можно использовать описываемый способ работы с дистанционными ресурсами.
Кластеры
На вводном занятии (уроке) преподаватель предлагает расшифровать уже заранее составленный кластер, проставив гиперссылки к гроздьям кластера. Если кластер включает в себя большой объем материала, то возможно группу разделить на подгруппы, каждая аннотирует свою гроздь. Затем организуются смешенные группы, в которых собираются по одному эксперту по каждому блоку. Результатом обучения является формирование у обучающихся целостного представления по изучаемому вопросу.
5. Учебный квест
Учебный квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Он предполагает выполнение обучающимися проблемного задания с элементами ролевой игры. Несмотря на то, что квест считается самым сложным способом организации учебной работы с использованием интернет-ресурсов, а также по тем умениям, которыми должен владеть обучающийся, это наиболее разработанный и использующийся прием в образовании. Учебный квест может быть рассчитан на разную продолжительность работы по его выполнению: в течение нескольких занятий, семестра, учебного года. Работа над квестом может осуществляться как во время уроков, так и во внеурочное время. Задание обучающимся может рассылаться по электронной почте или выкладываться на сайте, в блоге. Обсуждение проблемы тоже может происходить в интерактивном режиме.
6. Интернет-экскурсии
Интернет-экскурсии – еще один вид учебной работы. Обучающимся старших курсов можно предлагать самим составлять и проводить интернет-экскурсии. Эта форма работы может быть использована как и на уроках, так и во внеурочное время. Может быть индивидуальной, а может быть групповой, все зависит от объема информации и желаний обучающихся. Создание интернет-экскурсии – это своеобразная форма проектной деятельности, поэтому она может использоваться и в работе различных исследовательских обществ на базе колледжа или Интернет-сообществ.
© 2020, Воронина Марина Владимировна 621