СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы по обучению говорению на учебных занятиях иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей педагога является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способного к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующегося в овладении иноязычной речевой деятельности.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между собеседниками, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. В основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка. Речь, как говорение - это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.

Различают следующие виды устной речи - диалогическую и монологическую:

- для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

- монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устноязычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются как модели речевой коммуникации.

Важной составляющей метода обучения говорению является вид общения.

Выделяют 3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное, которые определяют специфику методологии обучения говорению.

Целью обучения говорению на занятии иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы обучающемуся использовать их вне учебной речевой практики на уровне общепринятого бытового общения. Реализация этой цели связана с формированием у обучающихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные и эффективные методы и приемы.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения: 1) «сверху вниз»; 2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Содержание учебного занятия, построенного по методу: путь «сверху вниз».

Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и преподавателю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на учебном занятии. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний студентов и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений. Уже на дотекстовом этапе студенты составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание учебного занятия.

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

4. Доказать, что.

5. Определить основную идею текста.

6. Охарактеризовать.

7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

8. Рассказать текст от лица главного героя (наблюдателя, журналиста и т.д.).

9. Придумать другой конец для рассказа.

Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Содержание учебного занятия, построенного по методу: путь «снизу вверх».

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется преподавателем в следующих случаях:

1. На начальном этапе обучения, когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

2. На более поздних этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д.

3. Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, преподаватель должен быть уверен, что:

- у студентов есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);

- уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;

- в речевом репертуаре студентов имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.);

- студенты владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи и т.д.).

Примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу:

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетания (назвать слово, глядя на картинку; выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов; прочитать слова; составить словосочетания из предложенных слов; заполнить пропуски в предложении; найти ошибки; отгадать слово по его дефиниции).

2. Отработка слов на уровне предложения (ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики; сформулировать вопросы к имеющимся ответам; заполнить пропуски/закончить предложения; соединить разрозненные части предложения; перефразировать предложения с использованием предложенных слов).

3. Работа на уровне сверхфразового единства (описать картинку; использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и т.д.).

Примеры заданий и упражнений на более поздних этапах обучения монологу:

1. Повторение заученного материала поданной теме (фронтальное обсуждение темы/беседа; ответить на вопросы; составить план-схему темы; подбор/повторение лексики по теме).

2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка (лексические упражнения на уровне слова и словосочетания; языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).

3. Речевые упражнения (высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.; прокомментировать пословицу; подготовить доклад/сообщение на тему и т.д.).

При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.

Очевидно, что обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам.

Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:

- сами тексты диалогов-моделей;

- содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;

- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Педагогу следует учитывать психологические особенности общения на иностранном языке. Право выбора партнера по общению должно оставаться за обучающимися, иначе запланированное преподавателем взаимодействие может не состояться. Работая в группе, обучающиеся проявляют речевую самостоятельность, помогают друг другу, корректируют высказывания собеседников. В результате снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, усиливается учебная мотивация, создается комфортная среда, воспитывается взаимоуважение.

Для успешного решения коммуникативных задач при обучении иностранному языку необходимо ограничение в учебных целях сферы общения, в пределах которой студент овладевает умением говорения на соответствующем языковом материале. Это достигается обучением говорению в пределах определенных жизненных тем, отражающих сферу жизнедеятельности и интересы обучаемых, которые предопределяют содержание и объем коммуникации на данном этапе обучения. Набор тем, их характер и объем зависят от возраста обучаемых, их интересов и языковых возможностей, для раскрытия темы на данном этапе обучения. Ситуации при обучении говорению играют двойную роль: они, во-первых, отражают или подсказывают общее содержание высказываний собеседника, а во-вторых, определяют условия, в которых протекает коммуникация и ее характер.

Очевидно, что каждый преподаватель ориентируется в соответствии со своим личным опытом в выборе методов и приёмов работы при обучении говорению. Использование разнообразных приёмов в рамках коммуникативного, индуктивного, дедуктивного методов даёт положительный результат, и, несомненно, способствует повышению эффективности обучения говорению. Поэтому, если в процессе развития навыков и умений говорения будут использоваться оптимальные методы и приёмы, то эффективность обучению говорению повысится.

31.03.2019 15:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП