Слайд 1 – Тема: Здоровьесберегающие технологии.
Слайд 2
Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ.
Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно поспорить. Особенно большую тревогу в последнее десятилетие у специалистов вызывает состояние здоровья детей. Большую часть времени наши дети проводят в школе. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, конкурсах, обязательное посещение двух школ: общеобразовательной и музыкальной, занятия в группе продлённого дня – всё это дополнительная серьёзная нагрузка на растущий организм.
Слайд 3
В новом государственном стандарте одним из приоритетных направлений является здоровьесбережение. В этом году наша школа разработала проект «Здоровьесберегающие технологии». Наша кафедра работает над этой темой не один год, поэтому мы хотим поделиться с вами своим опытом.
Слайд 4
ЗСТ – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 5
ЗСТ очень много. Вы можете найти их в специальной литературе, в Интернете на свой выбор. Это – утрення зарядка, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глах, точечный массаж, физкультурные занятия, профилактика плоскостопия и нарушений осанки, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники, релаксация, прогулки на свежем воздухе, психогимнастика, стрейчинг, динамическая перемена… И это только малая часть того, что можно применять на практике.
С чего же должен начинаться день для школьника?
Слайд 6
С зарядки. Обратите своё внимание на само название процедуры – зарядка, то есть действие, которое зарядит ребёнка энергией на целый день и поможет подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня, к учёбе в школе. Зарядка
• Помогает проснуться
• Улучшает общее самочувствие
• Даёт заряд бодрости, помогает наполнить свой день энергией
• Повышает настроение и работоспособность
• Укрепляет здоровье
• Улучшает подвижность суставов
• Активизирует все процессы в организме.
Слайд 7
Одна из форм работы с детьми – это проведение утренних встреч, которые содействуют созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе, настраивают на совместное пребывание и активную деятельность в течение дня.
Утром встаём с детьми в круг и говорим:
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй друг- (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг- (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг! (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть, (приседаем)
Можем мы большими быть (встаём)
Но один никто не будет.
Слайд 8
Дыхание является важнейшей функцией организма. Древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
• Каша кипит
• Ветерок
• Задуй свечу
Слайд 9
Ещё Сухомлинский говорил, что ум ребёнка лежит на кончиках пальцев. Развитию мелкой моторики рук на уроках мы уделяем большое внимание. Пальчиковая гимнастика сопровождает письменные виды работ в течение всего урока.
Слайд 10
• Червячки
• Енергизатор «Помощь» (с банковскими резинками)
Слайд 11
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
• В своей практике мы используем зрительную видеогимнастику, в ходе которой дети следят за движущимися предметами на экране. А сейчас для вас – гимнастика для глаз! (матрёшки)
• Офтальмотренажёры по методике Базарного (плакат)
• Пальминг (метод Бейтса-Шичко)
Пальминг – это упражнение на расслабление глаз. Пальминг необходимо выполнять без очков и контактных линз. Чаше всего данное упражнение выполняется в положении сидя, упираясь локтями на твердую поверхность. хорошенько потрите ладони друг о друга, чтобы ощутить характерное тепло. В народе пальминг еще называют природным прогреванием глаз. Глаза необходимо закрыть теплыми ладонями так, чтобы края ладоней охватывали нос, а плотно сомкнутые пальцы перекрещивались между собой. Ладони должны быть похожи на маленькие лодочки, для того чтобы они не соприкасались с глазами. Очень важно помнить, что на глаза ни в коем случае нельзя давить и создавать напряжении, а свет не должен проникать сквозь пальцы. Для удачного выполнения упражнения необходимо создать себе внутренний полный комфорт. Очень хорошо помогают приятные воспоминания. Попробуйте нарисовать мысленно приятную картину – морской пейзаж, лес, горы, цветущие поле. Также постарайтесь расслабить мышцы спины, плеч, шеи (именно для этого вам нужен упор на локти). Перед тем как закончить пальминг, снимите ладони с лица, не открывая глаза несколько секунд. Несколько раз поверните голову в правую и левую сторону, после чего быстро-быстро поморгайте.
Слайд 12
Зарядки для шеи:
Читаем стихотворение с наклоном головы.
Слайд 13
Для профилактики плоскостопия мы используем коврик здоровья с приспособлениями для массажа стопы – шершавая поверхность, деревянные палочки, крышки от бутылок, резиновые трубочки.
Слайд 14
• Для профилактики нарушений осанки при выполнении письменных упражнений мы используем мешочки с солью, которые помогают удерживать осанку при письме. Во время письма дети кладут мешочек на голову.
• После ответов у доски дети проверяют осанку у стены здоровья, делают поворот вокруг себя для тренировки вестибулярного аппарата и садятся на место.
• Встаём-садимся несколько раз за урок, если входит кто-то в класс.
Слайд 15-16
Польза физминуток очевидна. Предлагаем поучаствовать в музыкальной паузе «Шёл козёл по лесу»
А теперь анимационная физминутка «Про варенье».
Слайд 17
Стрейчинг – растяжка. Комплекс упражнений, применяемых в рамках стрейчинга, позволяет укрепить мышцы, улучшить координацию движений, стимулировать кровообращение, поддержать работу суставов, снять стресс и усталость, уменьшить травматизм. Упражнения стрейчинга рассчитаны на медленный ритм. При выполнении старайтесь контролировать свое дыхание: дышите ровно, глубоко и спокойно, делая вдохи через нос.
• Соединение рук за спиной (10-30 с)
• Тянем руку в противоположную сторону
Слайд 18
Релаксация проводится с целью успокоения, нормализации нервной деятельности, мышечного расслабления, улучшения настроения, повышения работоспособности.
Представьте, что вы вкусное, ароматное, розовое, малиновое желе. Вы спокойны и расслаблены. Но вот руки прикоснулись к вам, вы покачнулись и вздрогнули. А теперь на вас светит солнышко, вы начали растекаться и растаяли.
Слайд 19
Энергизаторы – это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они позволяют успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать.
• «Дождь» (видео)
• Двое рисуют одним карандашом.
Слайд 20
Для приобщения ребят к здоровому образу жизни мы ежегодно проводим спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Слайд 21-22
Изучая опыт других педагогов, школ, стран, мы заинтересовались некоторыми идеями.
Чтобы направить двигательную активность детей предлагаем в школьном дворе и коридорах нарисовать игровую разметку.
Слайд 23,24
Введение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
И, хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в нашей работе.