СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы над текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз.» Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами над содержанием текста.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с тестом.

Из своей практики хочу поделится тем, как я систематизировала виды работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы, карточки раздаю разноуровневые.

Виды работы над текстом на уроке чтения:

1. Чтение всего текста (по заданию учителя)

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить).Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

16. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

17. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль в рассказе.

18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки).

19. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

  1. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  2. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  3. Беседа с сопровождением выборочного текста.

23. Нахождение в тесте 3 (5,7.) выводов.

  1. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  2. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  3. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  4. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
  5. Чтение по ролям.
  6. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  7. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
  8. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  9. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  2. Конкурсное чтение стихотворений.
  3. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  4. Нахождение и чтение эпитетов.
  5. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  6. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  7. Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
  8. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  9. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  11. Выделение слова из рассказа к предложенному правилу.

_________ чн______, _______ жи _____________ и т. д.

  1. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  2. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  3. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  4. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
  • существительное + прилагательное
  • существительное + глагол
  • местоимение + глагол ( можно наоборот)
  1. Чтение, пометка непонятных слов.
  2. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги ( например: мор-ков-ка)
  3. нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  4. Нахождение и чтение в тесте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  5. Чтение слов, к которым даны сноски.
  6. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  7. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  8. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

К тесту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.

Так, во втором классе ( школа 1-4) дети читали текст С. Баруздина «Страшный клад».

По этому тексту были выполнены следующие номера заданий:

5 - (читают 4 человека. Кто лучше?)

51 — (Машина, которая копает траншеи, - машина для перемещения грунта, земли.)

28

8

25

2

39 — (Во второй части)

34 — (в третьей части)

55 — учитель читает диалоги)

11 — (Вопросы 2,3,5 см. учебник)

24 — (найти 4 вывода:

  • хороший город
  • могли погибнуть люди
  • миновала беда
  • ничто не грозит

42

45 — (из первой части рассказа найти и прочитать (подчеркнуть) слова с непроверяемыми гласными)

В конце урока предлагаю прочитать текст по частям, соблюдая нормы орфоэпии, выразительность и т. д.

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения, о чем свидетельствует проверка, проведенная в конце учебного года.

12.08.2015 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП