СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы над задачей на уроках математики по системе Н.Б.Истоминой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня я хотела бы рассказать о наиболее эффективных способах и приёмах работы над задачей в начальной школе, которая используется в системе «Гармония». УМК по математике представлен автором программы и учебников, доктором педагогических наук, профессором Н.Б. Истоминой.

В процессе изучения математического содержания названной программы лежит её концепция, которая заключается в системной работе по формированию мыслительных операций.

В частности, концепция базируется на теоретической основе: «Любой вопрос изучается на 4 уровнях».

1. Предметный уровень (действия с предметами).

2. Уровень вербальный (ученик рассказывает то, что он делает).

3. Уровень перехода на схемы-отрезки (предметы

заменяются схемой).

4. Уровень - символическая модель (выражения).

Не исключением является методика обучения решению задач. Способы работы над задачей, о которых я буду говорить, используются от момента знакомства с понятием «задача» и до конца обучения в 4 классе.

Хочу подчеркнуть, что знакомство с понятием «задача» отнесено на более поздний период, (в «Гармонии» это 2 класс). Но это не значит, что дети не решают математические задачи. Они складывают, вычитают, выполняют разностные сравнения, анализируют, оперируют различными терминами, такими как арифметическое действие, математическое выражение, увеличение и уменьшение на несколько единиц и т.д. Просто в 1 классе не вводится термин «задача» и не разбирается её структура. Таким образом, обучающиеся во 2 классе приступают к решению задач с целым багажом сформированных умений и навыков. Это, во-первых.

Во-вторых, организуя работу над задачей, учителю следует иметь в виду, что основная цель обучения младших школьников решению задач не только и не столько в том, чтобы правильно решить данную конкретную задачу, а в формирование общих умений решать её арифметическим способом.

В-третьих, работа над задачей нацелена на умении читать текст задачи, понимать его и выбирать действия для решения. А для этого Истомина использует целый арсенал аналитических, в том числе и провокационных методов, лишь бы текст задачи был донесён до сознания ребёнка и понят им.

В основе знакомства с понятием «задача» лежит теоретическая установка: «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой». Это основа основ для учащихся при изучении способов работы над задачей.

Способы работы над задачей:

  1. Уяснение понятия «задача»: отработка понятий «условие», «вопрос», «недостаточность данных», «лишние данные», «отсутствие связи условия с вопросом».
  2. Выбор арифметического действия: «соответствие решения вопросу», формирование не только предметных, но коммуникативных и личностных УУД (2-й уровень).
  3. Анализ текста задач, выбор действий, дополнение вопроса. Отработка разностного сравнения: одно решение даёт ответ на два вопроса.
  4. Постановка вопросов к условию: извлечение информации из рисунка для решения задании, выбор арифметических действий.
  5. Выбор схемы к тексту задачи (выход на 3-й уровень): «акцент на внимательное прочтение текста задачи», «установление связи вопроса с решением задачи».
  6. Выбор правильного решения задачи: «анализ решения задач», «вывод о возможности двух правильных способов решения задач».
  7. Выбор правильного решения задачи путём сравнения с готовыми ответами: «обучение рассуждению», «вывод о возможности ответить на вопрос без использования арифметических действий», который можно сделать опять-таки при внимательном чтении текста задачи.
  8. Соотнесение текста и выражений (выход на 4-й уровень): традиционные задания, которые присутствуют во всех методиках и УМК. Анализ решений предполагает «возможность постановки нескольких различных вопросов к задаче».
  9. Выбор вопросов к данному условию: «соотнесение данных условия с вопросом», «интерпретация вопроса»
  10. Постановка условия к вопросу: снова «заставляет задуматься над связью условия и вопроса», «отрабатывает навык внимательного анализа содержания текста задачи».
  11. Выбор данных для условия к задаче: «формирование внимания и осмысленного подхода к решению задачи» (связь данных в задаче для выполнения условия: нельзя взять «данные про сливы» и «данные, где число, меньшее 7»).
  12. Обозначение на схеме известных и неизвестных величин: «абстрагирование от конкретного мышления», «заполнение схем данными».
  13. Сравнение текста задач: «ориентировка на внимательное прочтение», «на цель, требуемую достичь с помощью поставленных вопросов».
  14. Построение схемы к задаче: «нацеливает на запись условия, где данных много, готовит к решению логических задач» типа «Вася старше Саши, который носит бейсболку и младше Игоря и т.д.).
  15. Изменения условия, вопроса или данных задачи: делится на три группы: (активное решение), «умение самому конструировать задачу, менять условие или данные в соответствии с установкой». И это уже со 2 четверти.
  16. Пропедевтика решения логических задач, в т.ч. по информатике: «формирование навыков определения верности и ложности высказываний», «отработка навыка внимательного чтения».
  17. Дифференциация информации: «выбор способа поиска информации – в тексте задачи или с помощью арифметических вычислений».
  18. Задачи с использованием практической работы.
31.07.2022 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП