СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках обществознания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной проблеме я работаю на протяжении пяти лет, изучая, и применяя новые технологии в преподавании истории и обществознания.

Применяю на уроках: интерактивные карты, интерактивные задачники, презентации, слайд -фильмы. На своих уроках я пользуюсь следующими медиапродуктами:

  1. Энциклопедия истории России.
  2. Большая энциклопедия.
  3. Сдаём единый экзамен по обществознанию
  4. Обществознание /практикум/.
  5. Государственная символика России.
  6. Шедевры русской живописи.
  7. Эрмитаж.

Учу детей создавать презентации и творческие проекты в электронном виде.

У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход. Применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.

На уроках истории и обществознания применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

  1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.
  2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся.

В то же время нельзя чрезмерно преувеличивать значение компьютерных технологий для гуманитарных дисциплин. Как показывает не столь многочисленный опыт, они хороши для поиска информации, тренинговых и проверочньх работ по предмету, которые можно проводить за пределами урока или на уроке в течение нескольких минут, оставив большую часть урочного времени на самое ценное — живое общение учащихся со своим учителем для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыслительной деятельности.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, я стремлюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Индивидуальный подход требует от учителя разнообразия форм и методов в преподавании. Необходимо так построить урок, чтобы каждый ребенок был охвачен ситуацией успеха. Для этого используются разноуровневые задания, различные формы самостоятельной работы, ставлю перед учащимися проблемные задания.

Считаю, ребенок является равноправным участником процесса обучения, поэтому учитель должен выявить интересы, способности, возможности учащихся и опираться в своей работе на их субъектный опыт, это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, раскрепощает его на уроке.

Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку по тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками. Моя задача состоит в том, чтобы следить за цивилизованными нормами дискуссий, блюсти их культуру. С этой целью даю детям памятки о том, как правильно участвовать в дискуссии.

Формированию умения слушать и слышать служат такие приемы групповой работы, как:

- восстановление цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- аукцион имен;

- рассказ о событии по иллюстрации, - которые часто применяются мною на уроках истории.

В старших классах большое внимание уделяю урокам – семинарам. В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов деятелей эпохи, написание эссе и др.

Активизации мыслительной деятельности способствуют такие приемы, как:

- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- составление рассказа по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль).

Весьма полезной для учащихся считаю словарную работу на уроке, так как художественные исторические произведения содержат необычную лексику (слова, вышедшие из употребления, слова иностранного происхождения, термины и понятия). Такая работа приучает детей чутко относиться к слову, расширяет их компетенцию.

Своеобразным продолжением урока считаю внеклассную работу по предмету. Внеклассные мероприятия, при проведении которых учитываю потребности учащихся в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся. За последние годы мною проведены литературно – музыкальные композиции: «Вы служите, мы вас подождем!», «Мы клялись Арбатом». Игры: «Рыцарский турнир»». Викторина «Сто «занимательных» вопросов по обществознанию», «Наш адрес-Россия». Данные мероприятия воспитывают гражданственность, нравственные принципы, уважение к прошлому.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

1. Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий, особенный упор предполагаю сделать на использовании свободного программного обеспечения.

2. Использование дистанционной формы обучения школьников.

3. Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

4. Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

5. Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.

22.10.2019 20:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП