СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным. Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности. Психолого - педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и дефектологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, такие как: - изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности); - музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия); - имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия). - сказкотерапия; - песочная терапия (педагогическая песочница) И многие другие. Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: 1. занятия могут проводиться ежедневно; 2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке; 3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов; 4. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия. В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них в рамках индивидуальной работы с детими ОВЗ и попробуем на себе.
1) Интеррактивные тетради (альбомы) - правила по русскому языку и математики - рабочие тетради по ОПМ, ОСМ, домоводству, человеку, музыки, адаптивной физкультуре - альбомы: изо, 1 год обучения 2) Словарная работа 3) Математика 4) Изобразительное искусство, ручной труд
Изотерапия
Изотерапия – уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка с проблемами, на повышение его адаптивных возможностей, на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность. Упражнение «Дорисуй картинку». Это упражнение развивает внимание ребенка; мелкую моторику рук; дает понятие «симметричность предметов». Необходимо дорисовать картинки таким образом, чтобы они стали полностью одинаковые. Изографы Изографы – это картинки, визуально похожие на определенный предмет, но состоят из стилизованных букв, которые нарисованы различным образом, но обозначают название этого предмета. В начальной школе изографы можно использовать при словарной работе, при отработке навыка написания слов с безударными гласными. Игра-работа направлена на: – развитие внимания; – зрительного анализа; – чёткого создания и запоминания образа буквы; – развитие анализа и синтеза речи (на уровнях: звук/буква, слог, слово). Примеры работы с изографом: 1 Развитие звукового анализа и синтеза (произнесите слово и звуки, из которого оно состоит). Сколько звуков (букв) в этом слове? Морковь – 7 букв, но 6 звуков. Ягода – 5 букв, звуков 6. Формирование понятия «двойная роль гласных». 2. Развитие связной речи. Составьте предложение, используя слова-изографы:
(В корзине лежат капуста, помидор, морковь.) 3. Развитие познавательных процессов. – Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»:
– Формирование обобщающих понятий (назови одним словом): Усложненный вариант: выдели лишний вид транспорта. 4. Развитие математических способностей. – Найди все цифры и запиши их: – Найди все семерки и умножь на их количество 7*4. Таким образом, с помощью изографа можно построить работу в любом направлении и использовать на любых этапах коррекционно-развивающего занятия.
© 2024, Постольник Татьяна Викторовна 62