СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладываются фундаментальные знания об окружающем мире, развивается учебно-познавательный интерес, формируются общеучебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Цель нашей работы это создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.
Основными задачами в своей работе считаю:
- формирование потребностей учащихся в получении знаний, повышая интерес к предметам;
- выявление одаренных детей, содействовать полному их раскрытию;
- создание условий для формирования у учащихся самостоятельности активной жизненной позиции, высокого уровня образованности.
Эффективность обучения достигаю за счет использования современных технологий обучения: игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной, дифференцированного обучения и развития критического мышления. Расскажу немного о каждой технологии:
1.Информационно-коммуникативная технология позволяет использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы Power Point;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты, тренажёры, и другие виды работ).
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам литературного чтения и окружающего мира. С огромным интересом выполняют интерактивные задания на сайтах uchi.ru, мультиурок и т.д
Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (обучение на уроках технологии в 3-4 классах, участие в НОУ)
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
На уроках литературного чтения ребята могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений. При знакомстве с писателем мы попадаем в то время и в то место, где он жил и творил. Проверку техники чтения тоже теперь можно проверять при помощи компьютера – Зубрин Сергей Викторович разработал для этого специальный тренажер.
Так же использую тренажёр словарных слов, табличные случаи деления и умножения.
2. Игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. К.Д.Ушинский писал: “ …чем дольше вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения”.
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии. Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Игры по виду деятельности делятся на:
- физические (двигательные),
- интеллектуальные (умственные),
- трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики.:
-предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области игры можно применять по всем школьным дисциплинам.
3. Технология разноуровневого обучения.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют ученику использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов решений, способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои.
4. Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Внедряя элементы здоровьесберегающих технологий в учебный процесс,
выделяю следующие цели:
-сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни,
- создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися; - создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются динамические паузы. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Я применяю различные паузы : это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальцев, гимнастика для глаз, упражнения для снятия статического напряжения.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.
Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
5. Технология критического мышления- это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:
Технология критического мышления, включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
3) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
1) получить новую информацию;
2) осмыслить её;
3) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
2) присвоение нового знания, новой информации учеником;
3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Таким образом использование современных педагогических технологий: дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.
Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.
Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на уроке, а жить в нем.
Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он сеть;
- уважай ученика, но будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
стремись к созданию оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.
Я считаю, что создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, соответствие учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяют ученикам самоутверждаться и самореализоваться.
© 2019, Жедунова Марина Анатольевна 227