СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рязанский филиал МИИТ, решая проблему использования современных образовательных технологий в целях совершенствования профессиональной компетентности будущих специалистов, ставит своей задачей внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения и контроля, что позволяет формировать у студентов устойчивую систему знаний.
Этому способствуют, факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения студентов.
В нашем филиале накоплен опыт использования информационных технологий в учебной и методической работе, ведётся поиск наиболее интересных и эффективных приложений и компьютерных программ. В настоящее время информационные технологии используются в образовательном процессе в следующих направлениях: при подготовке и проведении уроков; для создания авторских мультимедийных пособий; в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Самым простым вариантом информатизации урока является использование презентаций, видеофильмов для демонстрации при объяснении нового материала, обобщении и систематизации знаний, а также тестирующих заданий для промежуточного и итогового контроля. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока, имеются компьютеры и мультимедийные проекторы, интерактивные доски.
Исходя из этого, интерактивные компьютерные технологии изменяют функцию преподавателя. Теперь преподаватель – это тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.
В своей работе преподаватели используют формы и методы интерактивного обучения: лекция-визуализация, виртуальные электронные лаборатории, тестирование и др.
Под лекцией-визуализацией понимаем использование в работе мультимедийных презентаций. Большой экран и яркие цвета привлекают внимание студентов и способствуют лучшему усвоению ими нового материала. Поэтому, создавая мультимедийные презентации, особое внимание уделяем оформлению текста. Готовя презентации, следуем трем основным принципам работы с текстом: минимум текста; максимум визуализации; подача материала частями с помощью анимации.
Компьютерная мультимедийная система обеспечивает: широкий выбор преподавателем сценария каждого занятия и каждой темы; усиление творческой роли преподавателя; новые возможности наглядности на занятиях; создание широких возможностей выбора обучающимися темпа восприятия и фиксации материала; использование учебного времени более эффективно за счет организации разнообразных по форме и содержанию материала.
Из опыта работы по созданию мультимедийных презентаций хочу отметить улучшение восприятия обучающимися изучаемого материала, также творческий подход преподавателей к подаче этого материала, что говорит о кардинальном изменении подхода к занятиям.
Под виртуальными электронными лабораториями понимаем использование в работе пакета программ AutoCAD Electrical на персональном компьютере. AutoCAD Electrical содержит полный набор функций AutoCAD, к которым добавлены специализированные возможности для работы с электрическими системами управления, охватывающими такие области как электротехника, электромеханика, механотроника, схемотехника и смежные с ними. Специализированные функции и обширные библиотеки условных обозначений позволяют повысить производительность, устранить риск возникновения ошибок и обеспечить точность информации.
AutoCAD Electrical обладает удобным пользовательским интерфейсом. Нужные команды и инструменты можно расположить наиболее удобным образом, минимизируя время на их поиск. Использование типовых схем сокращает затраты времени на проектирование. AutoCAD Electrical дает возможность сохранять типовые схемы для последующего применения в других лабораторных работах. В AutoCAD Electrical есть средства для проверки правильности создаваемых схем. Они выявляют ошибки, допущенные при ручном вводе проектных данных, тем самым избавляя преподавателя от связанных с этими ошибками задержек учебного процесса [3].
В своей работе преподаватели филиала используют тесты, как для промежуточного контроля, так и для итогового, при этом используются как бумажные системы тестирования, так и электронные. В задачи такого тестирования входит: контроль знаний обучающихся; определение профессионального уровня подготовки будущих специалистов; автоматизация технологических тестов; проведение опросов.
На сегодняшний день используют два типа заданий в тестовой форме: открытые и закрытые. Во время составления тестов учитываем 6 уровней мышления по Блуму: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [1].
На данный момент используем программный комплекс АЙРЕН, предназначенный для автоматической подготовки и проведения тестов на компьютере, который состоит из двух частей: редактора тестов и программы для проведения тестирования. Два режима работы - контроль знаний и тренажер. Можно ограничить время ответа на 1 вопрос или на все вопросы. В тексте вопроса можно использовать рисунки, а для сбора (в т.ч. и детальной по каждому вопросу) применяется дополнительная программа Сервер статистики. Случайный выбор вопросов, перемешивание вариантов ответов, уникальная система подсчета оценки делает невозможным обман компьютера. Интерфейс на русском языке. Статистика тестирования собирается на каждом компьютере в файл, который можно обрабатывать при помощи Excel, кроме того, в сети можно использовать программу Сервер Статистики. В вопросах можно использовать рисунки, может быть несколько правильных вариантов ответа. Перед началом тестирования возможен вывод инструкции либо теоретического материала. Особое внимание уделено работе в локальной сети.
Скомпонованные тесты можно использовать как для проведения тестирования, так и для самостоятельного использования студентами в процессе обучения.
К преимуществам такого обучения можно отнести индивидуализацию обучения. В итоге все обучающиеся достигают желаемых результатов обучения, что способствует возникновению ситуации успеха, а значит и личностному росту, повышению познавательной активности, мотивации к изучению дисциплины.
Список литературы
© 2015, Большакова Галина Петровна 1859