СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРИМЕНЕНИ Е ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2.1.Понятие «педагогическая технология»
Термин «технология» происходит от двух греческих слов: techne- искусство, мастерство, и logiya- наука. Итак, технология- это наука о мастерстве. Под педагогической технологией понимается система деятельности учителя, направленная на взаимодействие с учениками, в которой гарантируется достижение конкретно определенного, ожидаемого результата благодаря четко спланированной последовательности действий , тщательно подобранному набору форм и методов работы и своевременно произведенной коррекции.
В глоссарии терминов ЮНЕСКО понятие «педагогическая технология» трактуется как конструирование и оценивание образовательных процессов путем учета человеческих, часовых и других ресурсов для достижения эффективности образования. Педагогическая технология дает ответ на вопрос, как, каким образом (методами, приемами, средствами) достичь поставленной педагогической цели, установив порядок использования различных моделей обучения.
Таким образом, технология- это комплекс, который состоит из:
Любая педагогическая технология должна отвечать основным критериям технологичности:
Рядом с большим количеством определений педагогической технологии существует также большое количество примеров конкретных педагогических технологий, которые применяются учителями как средней, так и высшей школы. В своем опыте на протяжении 5 лет я применяю и использую технологию формирования и развития критического мышления. В отечественную педагогику эта технология перешла около десяти лет тому из опыта работы педагогов США и Канады, где развивалась уже около пятидесяти лет.
2.2.Что такое «критическое мышление»
Понятие «критическое мышление» используется в методической литературе еже около 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способностей, «критическое мышление» обозначает мышление высшего уровня.
В соответствии с толковым словарем украинского языка, мыслить- размышлять, сопоставлять явления объективной реальности, делая выводы. Внедрение технологии критического мышления должно обеспечить должно обеспечить у учащихся развитие умения мыслить критично.
Критическое мышление является довольно сложным процессом творческой переработки информации, связано с ее пониманием, переосмыслением и творческой генерацией идей в результате такой деятельности.
Критическое мышление -это процесс, который чаще всего начинается с постановки проблемы, продолжается поиском и осмыслением информации, заканчивается принятием решения относительно решения поставленной проблемы.
Критическое мышление – это способность человека четко выделить проблему, которую необходимо решить; самостоятельно найти, обработать и проанализировать информацию; логично построить свои мысли, привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно, выбирать единственно верное решение проблемы; быть открытым к восприятию мыслей других и одновременно принципиальным в отстаивании своих позиций.
Критическое мышление имеет такие характеристики:
Когда учитель решает для себя, что в своей работе будет использовать методы формирования и развития критического мышления, он должен понимать . что научить учеников мыслить критически с первого урока фактически невозможно. Критическое мышление формируется постоянно, оно является результатом ежедневной работы учителя и ученика, с урока в урок, из года в год. Невозможно выделить четкий алгоритм действий учителя по формированию критического мышления у учащихся. Но можно выделить определенные условия, создание которых способно стимулировать учащихся к критическому мышлению. Главными из них являются следующие:
Итак, технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной жизни в условиях современного общества.
2.3.Структура урока в технологии формирования критического мышления.
Урок критического мышления имеет определенную структуру и состоит из пяти основных этапов.
1.Разминка
Актуальность этапа
Благодаря теплому психологическому климату:
2.Обоснование обучения
Актуальность этапа
Учебный материал усваивается лучше, если:
3.Актуализация
Актуальность этапа
4. Понимание смысла
Актуальность этапа
Развитие умения:
5.Рефлексия
Актуальность этапа
Рефлексия является одним из самых значительных этапов урока критического мышления. В педагогике под рефлексией понимают возможность и готовность человека к самооценке, самопознанию, анализу своих действий, мотивов, настроения, поступков, сопоставление их с действиями и поступками других людей. Цель рефлексии как этапа урока критического мышления: выделить и осознать основные компоненты деятельности- ее содержание, тип, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Во время подведения итогов урока рефлексия рассматривается как процесс, обратный к началу урока, который придает участникам учебно- воспитательного процесса возможность оглянуться на произошедшие события, сопоставить достигнутые результаты с целью урока.
Стадии рефлексии
1.Установление фактов. На этой стадии целесообразно поставить вопрос: что и зачем изучали? Какие ошибки допустили?
2.Анализ причин. На этой стадии целесообразно поставить вопрос: какие способы деятельности мы использовали?
3. Планирование наших действий.
Во время проведения рефлексии рассматривается конечный результат деятельности, даются ответы на вопросы по изученному материалу, демонстрируется использование знаний во время выполнения заданий.
Важным фактором, который влияет на эффективность рефлексии в обучении, является разнообразие ее форм и приемов: тестирование, анкетирование, творческие задания, составление таблиц и т.д.
На стадии рефлексии есть возможность не только использовать те методы, которые предлагает технология критического мышления, но и придумывать эти приемы самому вместе с учащимися, что делает учителя и ученика партнерами в творческом процессе. Это является весомым стимулом для развития творческих способностей учащихся.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Критическое мышление формируется и развивается во время обработки информации, решения задач, проблем, оценки ситуации, выбора рациональных способов деятельности. Поэтому такие уроки, где это постоянно происходит, создаются плодотворные условия для формирования и развития критического мышления. Если же планировать этапы урока с использованием на них соответственных специфических форм и методов технологии формирования критического мышления, то результат будет еще более высоким. Использование элементов этой технологии дает возможность сделать уроки более интересными, современными, активизировать познавательные способности учащихся, развивать их творческие способности.
Ассоциативный куст, или семантическая карта
Ассоциация способствует свободному и открытому мышлению. Эту стратегию рекомендуется использовать на разных этапах актуализации и рефлексии как во время групповой работы, так и индивидуально.
Для составления ассоциативного куста следует придерживаться таких правил:
1.Записать на доске или листе в центре ключевое слово или фразу.
2.Записать любые слова или фразы, которые приходят в голову.
3.Ставить знак вопроса возле частей куста, в которых есть неуверенность.
4.После заполнения «куста» указать проблемы или темы, для рассмотрения которых необходима дополнительная информация.
5.Записывать все идеи, которые появляются .
Этот метод целесообразно использовать на уроках изучения природных зон материков в курсе географии 7 класса. В таком случае в центре доски пишется название природной зоны, например, гилея, а учащиеся указывают ассоциации. Правильность их проверяется одним из учащихся .
Метод пресс
Этот метод помогает учиться находить весомые аргументы и формулировать свою мысль относительно спорного вопроса ; разбираться в своих идеях, а также формулировать их в виде четкой логической структуры. Стратегия может быть использована на любом этапе урока.
Этапы методы
1.Выражаем свою мысль «Я считаю…»
2.Поясняем причину такой точки зрения : «Потому что…»
3.Приводим примеры дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «…Например…»
4.Обобщаем, делаем выводы: «Итак…»
Для применения этого метода целесообразно на доске указать данную схему. Пример применения данного метода на стадии рефлексии при изучении темы «Климат Африки»- учащимся необходимо ответить на вопросы, используя данный метод:
-равномерно ли распределяются осадки по территории материка?
-почему на восточном склоне Драконовых гор выпадает большее количество осадков, чем на западном?
-почему на западном побережье Африки образовалась пустыня Намиб?
-почему Африка- самый жаркий материк?
-почему в центре материка выпадает много осадков?
Ответы по данной методике позволят на практике применить изученный материал.
Методический прием «Пять предложений»
Суть приема состоит в том, что учитель предлагает учащимся дать краткую характеристику какого- либо объекта или явления с помощью пяти предложений, что заставляет учащихся из большого количества материала учиться выделять главное.
Тема урока «Черная металлургия» , экономическая и социальная география 9 класс. Ученики слушают сообщение своего одноклассника о проблемах черной металлургии (опережающее обучение) и передают смысл услышанного пятью предложениями в устной форме.
1.Необходимость технического перевооружения отрасли с целью снижения энергозатрат и материалоемкости производства.
2.Проблемы привлечения инвестиций в производство в связи с его капиталоемкостью.
3.Потеря места на мировом рынке вследствие малого ассортимента стали.
4.Уменьшение потребления металла отечественным потребителем.
5.Экологическая проблема в городах- металлургических центрах.
Мозговой штурм
Это- эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который заставляет участников проявлять свое воображение и творчество, который достигается путем свободного выражения мыслей и помогает найти несколько решений по конкретной теме.
Учитель называет проблему, которую необходимо решить, и приглашает принять участие в ее обсуждении методом мозгового штурма, который происходит в несколько этапов:
1.Выбранная проблема записывается на доске.
2.Все ученики выдвигают идеи.
3.Ученик записывает на доске все идеи, которые предлагаются.
4.Когда все идеи собраны, их группируют, анализируют.
5.Выбирают те идеи, которые, по мнению группы, помогут решению поставленной проблемы.
На уроке географии по теме «Глобальные проблемы человечества» в 10 классе целесообразно использовать данный метод, предложив учащимся дать варианты пути решения экологической проблемы. Возможные варианты ответов:
1.Принятие международных законов, регламентирующих выбросы вредных веществ. Международный контроль над их исполнением.
2.Внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.
3.Широкое использование материалов- заменителей.
4. Международный мониторинг за состоянием окружающей среды и т.д.
Методами формирования критического мышления, кроме вышеперечисленных, являются также «рюкзак», «сенкан», «ключевые слова», «сюрприз», «выбери позицию», «критическое чтение текста в парах». Они могут использоваться на любых этапах урока, что позволяет сделать их более интересными и эффективными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая критическое мышление как средство развития познавательных способностей учащихся на уроках географии, изучила и проанализировала психолого- педагогическую литературу по интересующему меня вопросу. В своей работе опиралась на труды К.А.Баханова, М.В.Кларина, С.И.Мельниковой, О.С.Падалка.
Исходя из анализа литературы, изучила понятие «педагогическая технология», «критическое мышление», изучила структуру урока в технологии критического мышления, сущность технологии критического мышления как одной из интерактивных методик обучения. Изучая эти вопросы, пришла к выводу, что технология критического мышления является действенным средством развития познавательных способностей учащихся на уроке географии.
Сегодня под технологией критического мышления понимается такая организация учебного процесса учителем, которая направлена на организацию взаимодействия с учениками и позволяет сформировать у них способность четко выделить проблему, самостоятельно найти и проанализировать информацию, логично построить свои мысли, привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно, быть открытым для восприятия мыслей других.
Опыт собственной работы показывает, что критическое мышление формируется и развивается во время обработки информации, решения задач, проблем, оценки ситуации, выбора рациональных способов деятельности. Поэтому такие уроки, где это постоянно происходит, создают плодотворные условия для формирования и развития критического мышления. Если же планировать этапы урока с использованием на них соответственных специфических форм и методов технологии формирования критического мышления, то результат будет еще более высоким. Использование элементов этой технологии дает возможность сделать уроки более интересными, современными, активизировать познавательные способности учащихся, развивать их творческие способности.
Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.
Список литературы
1.Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях.- Школьные технологии,1997.
2.Баханов К.А. Инновационные системы, технологии и модели обучения в школе.- Запорожье.:Просвита,2000.
3.Воронцов В.В.Технология обучения/Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.,1996.
4.Вукина Н.В., Дементиевская Н.П.Критическое мышление: как этому обучать.-Харьков.: Основа, 2007.
5.Инновационные методы обучения в гражданском образовании.-Минск.:Медисонт, 1999.
6.Макаренко В.М., Туманцова О.О.Как овладеть технологией формирования критического мышления.-Харьков.:Основа, 2008.
7.Махмутов М.И.Современный урок.-М.,1983.
8.Падалка О.С.Педагогические технологии.-К.:Укр.енциклопедия,1995.
9.Пометун О., Пироженко Л.Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт.-К.,2002.
10.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование,1998.
11.Ярошенко О.Г.Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика.-К.: Партнер, 1997.
© 2015, Кошман Наталья Ивановна 2884