СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель современного обучения – подготовка детей к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы в дальнейшей его жизни.
В настоящее время цель современного обучения в учебном заведении может быть достигнута с помощью технологий «здоровьесберегающей» педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
«Здоровьесберегающие» технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. «Здоровьесбережение» может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог- медицинский работник – обучающийся); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
«Здоровьесберегающие» образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологии, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по «здоровьесберегающим» образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина “здоровьесберегающие образовательные технологии”, примитивном представлении о содержании работы, которую должны проводить учебные заведения для осуществления своей важнейшей задачи – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина это:
Оздоровительные мероприятия в режиме дня.
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в после дующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или в хроническое утомление. Утомление проявляется в снижении работоспособности. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. Этому помогут оздоровительные мероприятия в учебном процессе: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, динамические паузы, уроки здоровья, дни здоровья и спорта, проводимые школой. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности. Гимнастика до занятий. Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором.
Физкультурные минутки, Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20-й минутах занятия). Занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель — предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика. Дети учатся снимать напряжение с уставших глаз в любых обстоятельствах. Они используют такие приемы, как моргание, «путешествие глазами» по траекториям на табло или по своим произвольным. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду. Йоги советуют утром при восходе и вечером на закате фиксировать свой взгляд на солнце.. Динамические паузы. Они, как правило, проводятся в середине рабочего дня. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду — в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр. Уроки здоровья. а уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке программы таких уроков можно использовать программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». В конце каждого занятия дать детям совет: умей себе помочь, помог себе — помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти, — а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультурных минуток, пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции.
Литература
© 2015, Желовникова Оксана Викторовна 888