СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современного обучения – подготовка детей к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы в дальнейшей его жизни.

В настоящее время цель современного обучения в учебном заведении может быть достигнута с помощью технологий «здоровьесберегающей» педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

«Здоровьесберегающие» технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. «Здоровьесбережение» может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог- медицинский работник – обучающийся); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

«Здоровьесберегающие» образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологии, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по «здоровьесберегающим» образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина “здоровьесберегающие образовательные технологии”, примитивном представлении о содержании работы, которую должны проводить учебные заведения для осуществления своей важнейшей задачи – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельнос­ти, при котором возникающее утомление полностью исчезает в после дующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или в хроническое утомление. Утомление проявляется в снижении работоспособности. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональ­ную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. Этому помогут оздорови­тельные мероприятия в учебном процессе: гимнастика до занятий, физкультурные ми­нутки на уроках, динамические паузы, уро­ки здоровья, дни здоровья и спорта, прово­димые школой. Комплексное использование оздорови­тельных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повы­шать эмоциональный настрой и работоспо­собность, а это, в свою очередь, способству­ет сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позво­ляет выполнить примерный объем двига­тельной активности. Гимнастика до занятий. Она служит прекрасным организацион­ным и мобилизующим фактором.

Физкультурные минутки, Это кратковременные перерывы на за­нятиях (на 8-20-й минутах занятия). Зани­мают 1-3 минуты для проведения физичес­ких упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель — пре­дупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилак­тика нарушений осанки. Виды физкульт­минуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнас­тика для глаз; упражнения на осанку; дыха­тельная гимнастика. Дети учатся снимать напряжение с уставших глаз в любых обстоятельствах. Они используют такие приемы, как моргание, «путешествие глазами» по траекториям на табло или по своим произ­вольным. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду. Йоги советуют утром при восходе и вечером на закате фиксировать свой взгляд на солнце.. Динамические паузы. Они, как правило, проводятся в середи­не рабочего дня. При хо­рошей погоде проводятся на свежем возду­хе, в плохую погоду — в хорошо проветрива­емом помещении. В программу динамичес­ких пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, под­вижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систе­матический отдых на открытом воздухе ока­зывает закаливающее, оздоровительное влияние. В комплекс входят упражне­ния для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр. Уроки здоровья. а уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке программы таких уроков можно использовать программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». В конце каждого занятия дать детям совет: умей себе помочь, помог себе — помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти, — а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультурных минуток, пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции.

Литература

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. – (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10, с.84-92.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
  6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Категория: Всем учителям
30.06.2015 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП