СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип активности в обучении школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема активной деятельности в обучении стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой и познавательной активности, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно-познавательную и творческую активность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения — всё это способствует развитию творческих способностей учащихся.

Важной особенностью предметно-познавательной активности в обучении является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ученика активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Предметом активного познавательного творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде — это процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый этап — учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап — учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап — учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап — знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свою творческую активную деятельность, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересном мультимедийном и интерактивном виде. И серьезным помощником учителя может стать программа создания электронных презентаций MS Power Point, которая входит в пакет программ MS OFFICE. Использование красочных интерактивных презентаций в образовательном процессе выводит его на новый, более качественный уровень. Конечно, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать — это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать интерактивную обучающую презентацию. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно активная практическая деятельность учащихся.

Активизировать предметно-познавательную деятельность учащихся к другим областям знаний на уроках информатики можно средствами информационных технологий. И в этом помогут учителю межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, расчет экономических документов, построение собственных биоритмов в ЭТ MS Excel; создание флага и герба школы в графическом редакторе или создание электронной газеты в МП MS Power Point и т.д.) всегда приводило к активной творческой деятельности ребят.

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Примером таких игр может послужить игра «Путешествие вокруг света» для учащихся 5-6 классов при изучении графического редактора Paint и другие.

В обучении информатике на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике и другим предметам, а также творческую и предметно-познавательную активность учащихся.

Категория: Информатика
26.11.2015 03:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП