СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Принуждение как метод воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время перед педагогикой как наукой стоит множество задач. Задачи основываются на проблемных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться педагогам в воспитании учеников. Эти проблемы решаются при помощи различных методов и технологий. Зачастую в процессе воспитания школьников возникает проблема мотивации к обучению. Если ученик обладает желанием «получения нового знания», то, приложив усилия, он сможет получить его. Но в большинстве случаев до определённого этапа учащийся имеет желание обрести «повседневные, бытийные знания», а получить «школьные знания» не желает. Тогда возникает не только проблема интереса к учебной деятельности, но и приучения к фактическому труду как образу жизни.

Одним из методов воспитания является принуждение. Это метод педагогического воздействия, основанный на активном и непосредственном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не выполняющих педагогических требований и нарушающих нормы общественного поведения [2]. Он вызывает спорное отношение. Стоит ли применять его в воспитании ребёнка? Человек личностью не рождается, а становится. Для того чтобы человек рос как личность, ему приходится всесторонне развиваться и это развитие может быть длинною в жизнь. Большую роль в становлении личности ребёнка играют его родители, педагоги. Категорический императив Канта родился не в качестве нравственного пожелания, но как следствие суровой школы пиетизма, царившего в семье юного Иммануила. Да и многие свободные личности либеральной Англии воспитывались в закрытых аристократических школах в атмосфере практикуемых телесных наказаний, отмененных лишь в конце прошлого столетия[3].

Использование принуждения – дело тонкое. Как правило, ребёнок не хочет, а родитель принуждает. Но при этом родители не выясняют причину нежелания детьми совершать определённые действия и сами не стремятся объяснить свою позицию. На вопрос ребёнка: «Почему я должен(на) это делать?» родители предпочитают ответ в командном тоне: «Потому что я так сказал(а)!» Это является главной ошибкой в принуждении к чему-либо. Такое отношение вызывает внутренний конфликт личности ребёнка, родители закладывают в программу развития ребёнка мазохистский механизм, формируя привычку страдать и терпеть. В будущем это может стать причиной чрезмерной слабохарактерности, замкнутости или же причиной бунта, влекущего за собой непослушание и агрессию. Эффективность педагогики определяется не характером используемого принуждения, но отношением к нему. Не нужно склоняться к такой модели учебной деятельности как авторитарная педагогика, подразумевающей полный, жёсткий контроль детей, ограничение их свободы.

Принуждение является неизбежным в педагогической практике, хотя и нежелательным, методом воспитания. Посредством принуждения можно побудить ребёнка к выполнению обязанностей вопреки нежеланию осознавать свою вину, а так же к исправлению своего поведения. Применение данного метода требует от педагога самоконтроля, достаточной высокой нравственной культуры и педагогического мастерства, чтобы принуждение не превратилось в прямое или косвенное насилие над учащимися.

Принуждение используется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Необходимо разумно пользоваться принуждением и ни в коем случае не злоупотреблять им. В первую очередь надо убедить, а только потом принудить. Категорические требования, используемые родителями, воспитателями или педагогами, должны быть обоснованны и аргументированы. Полная безнаказанность и неисполнительность порождают безответственность. Но применение необоснованных угроз учителем, а также частое обращение к руководству школы может вызвать отрицательное восприятие учеников. Учитель должен сам найти способы влияния на недобросовестных учащихся, например, усилить контроль их обучения, проводить беседы, устанавливать конкретный срок выполнения заданий и т.д. Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым ученикам строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старание учеников, стремление реабилитировать себя. При правильном подходе ребёнок соглашается и выполняет требования настолько, насколько ему хватает сил, терпения и опыта.

В педагогике принуждение рассматривается лишь как вспомогательное средство, неразрывно связанное с разъяснением и убеждением. Раньше учителя и воспитатели, приучая школьников к выполнению установленных норм и правил поведения, опирались, прежде всего, на понимание и осознание, и лишь для преодоления неправильного поведения прибегали к мерам принуждения [2]. И сегодня стоит рассматривать данную проблему через призму простого человеческого общения. Как говорится, «на войне все средства хороши». На «войне интересов» ребёнка и родителя, обучающегося и учителя, такое средство как принуждение может сыграть и положительную роль, стоит только суметь использовать его в правильной ситуации, в правильной форме и с правильным отношением.

Литература:

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.

2.Степанов С. С. Дефектология. Словарь-справочник. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Феоктистов Г.Г. Принуждение как структурный принцип педагогики // Образование и насилие. / Сборник статей. Под ред. К.С. Пигрова Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2004. – C.251-265.

Категория: Всем учителям
23.04.2019 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП