СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ.

Урок №1 Арктические пустыни. Тундра.

      ЦЕЛЬ: Обобщение знаний полученных в начальной школе  о климатических условиях, растительном и животном мире  различных природных зон Евразии на примере России.

     

       ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с расположением

 природных зон на территории России; особенностями

растительного и животного мира в них; раскрыть причины

 распределения растений и животных на суше.

 

     Оборудование: компьютер, мультимедиа, видеосюжеты «Природные зоны России»,

карта природных зон, атласы, картины, фотографии с изображением животных и растений, гербарий.

 

ХОД УРОКА.

 

  I. Организационный момент.

                  - Я рада этой новой встрече,

                  Мне с вами интересно, друзья!

                  Интересные ваши ответы

                  С удовольствием слушаю я.

                  Мы сегодня снова будем наблюдать,

                  Выводы делать и рассуждать.

                  А чтобы урок пошел каждому впрок,

                         Активно в работу включайся, дружок!

           (Сообщается тема, цель и задачи урока. Тема рассчитана на два урока.)

    Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране с севера на юг, изучая природные зоны, их климатические особенности, растительный и животный мир. И всегда с нами будет незаменимые помощники - карта и видеосюжеты, которые расскажут и покажут, что представляют собой природные зоны России.(Слайд №1)

    

       II. Проверка знаний и умений.   

1. При помощи стрелок укажите, где обитают названные организмы?

  Живые организмы                                                  Материки

    Баобаб                                                                      Евразия

    Панда                                                                        Африка

    Эвкалипт                                                                   Северная Америка

    Пингвин                                                                     Южная Америка

    Секвойя                                                                     Австралия

    Скунс                                                                         Антарктида 

    Кенгуру

    Жираф

2. Ответьте на вопросы.

   Где и как выращивают рис?

   Почему к жизни в Антарктиде приспособились немногие живые организмы?

3. Приведите примеры организмов, характерных для данных материков.

 

Материки

Растения

Животные

Евразия

 

 

Северная Америка

 

 

 

  1. Изучение новой темы.

      1.  Природные зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. Образование зон на суше обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги.

Природные зоны суши внешне отличаются друг от друга характером растительного покрова. Растительность зон из всех компонентов природы наиболее ярко выражает  все важнейшие особенности их природы, взаимосвязь между компонентами.

       Мы начинаем большое путешествие по природным зонам России. Мы увидим, как в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни и субтропики. Нашей помощницей в этом путешествии станет карта природных зон России.

      Рассмотрите её. Изучите условные обозначения этой карты. Найдите на карте перечисленные природные зоны.

      Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах. А в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Поэтому горные области на карте природных зон обозначены отдельно.

       В процессе изучения материала в должны самостоятельно заполнить таблицу-путеводитель.

 

Название

зоны

Климатические

условия

Растения

Животные

Виды, занесенные в Красную книгу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Зона арктических пустынь. (Звучит отрывок из песни).

- Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

    Мы отправляемся с вами к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана туда, где царство холода, снега и льда. Какую одежду мы должны выбрать для экспедиции?

     Работа в группах. Каждая группа получает набор карточек с различными видами одежды.

      Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

     Найдите на карте природную зону арктических пустынь и тундру.

Показывают на карте природные зоны.

     Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? Какие растения и животные населяют эти зоны? Чем занимается коренное население тундры?

    В зоне арктических пустынь прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений водорослей.

    Сообщения учащихся о растениях тундры. 

 

      3. Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Далее шепотом:

Наступает, наступает.

Наступает тишина.

      4. Продолжение новой темы.

Животный мир зоны арктических пустынь и тундры.

Животный мир Арктики связан с морем и плавучими льдами.

      Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее передвигаться по льду и снегу.

        Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров и мошек.

     Сообщения учащихся о животных тундры.     

      Основное занятие населения тундры – оленеводство.

Ещё ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: загрязнение местности, незаконная охота, вытаптывание и другие. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка.

 

 

  1. Закрепление.

Вернемся к таблице-путеводителю, которую начертили вначале урока. Проверяются записи в тетради. (Заслушиваются учащиеся).

 

 

Название

зоны

Климатические

условия

Растения

Животные

Виды, занесенные в Красную книгу

Арктические

пустыни и

тундра

Мало тепла, почва скована многолетней мерзлотой

Лишайники, мхи, морошка, голубика, карликовая березка

Северный олень, лемминги, песец, белая куропатка и белая сова

Белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: География
29.01.2015 21:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП