СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема агрессии среди обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессивны бывают все без исключения: и взрослые, и дети. Разница лишь в том, что ребёнок в силу своего возраста может не понимать, что с ним происходит и как помочь самому себе. В этой статье мы разберём причины агрессии у детей младшего школьного и подросткового возраста, а также расскажем о способах её диагностики и коррекции.

Что такое агрессия?

Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

  • Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

  • Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

  • Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Работа с агрессивным ребёнком

Работа с агрессивным ребёнком должна вестись в трёх направлениях.

Работа с гневом

Необходимо научить ребёнка приемлемым способам выражения физической и вербальной агрессии. Ими могут быть:

  • спортивные игры (бег, прыжки, метание мячей),
  • подручные средства (лёгкие мячики, мягкие подушки, резиновые молотки, газеты — всё, что можно безопасно бить, кидать, мять, комкать),
  • игры с песком, водой, пластилином, глиной (игры с песком и водой успокаивают, кроме того, в песке можно закопать фигурку, символизирующую врага.Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика, смять и восстановить её при желании),
  • различные упражнения на снятие мышечного напряжения,
  • игра «Обзывалки». Заранее договариваемся с детьми, какими необидными словами можно называть друг друга (это могут быть названия фруктов, овощей, мебели, деревьев и т.д.). Затем по кругу в быстром темпе передаются обзывалки, сформулированные так: «А ты,., морковка!». Следует оговорить, что это игра, поэтому друг на друга мы не обижаемся. В заключительном круге обязательно нужно сказать соседу что-нибудь приятное: «А ты,., солнышко!»,
  • ·«Мешочек для криков». Перед началом урока/занятия или в момент закипания гнева каждый может подойти и как можно громче крикнуть в него. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно, если захотят.
21.05.2024 14:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП