СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации», начальное образование является вторым уровнем общего национального образования, следующим за дошкольным уровнем [1]. Термин «начальное» употреблен относительно школьной образовательной системы, в которой начальное образование (1–4 классы) действительно является первой образовательной ступенью. Такая интерпретация подсистемы начального образования, рассматривающая начальное образование как вторую ступень национального образования, актуализируется, прежде всего, задачами модернизации отечественной образовательной системы. Одной из важнейших задач модернизации является обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех стадиях развития личности. В советское время школьное образование рассматривалось несколько удаленно от дошкольного образования: у этих образовательных систем были совершенно различные цели функционирования. На современном уровне развития образования в России происходит интеграция систем дошкольного и школьного образования в единое образовательной пространство, что естественным образом влияет на процесс интеграции образовательных целей и задач; относительная дифференциация на уровне целеполагания рассматривается в контексте соблюдения принципа преемственности. Рыночные отношения, в которые Россия вступила на пороге третьего тысячелетия, предполагают новый подход к интерпретации образования. Образование постепенно переходит из рамок государственного целеполагания в область функционирования сегмента рынка услуг. Сегодня термин «образовательные услуги» употребляется уже не контекстно, а в рамках функционирования образовательных систем, которые, несмотря на довольно слабую коммерциализацию и сохранение своих твердых позиций в системе государственного регулирования, тем не менее, стремятся развиваться по рыночным законам. Изменение общественного запроса к образованию также способствовало интерпретации последнего как системы образовательных услуг. Вместе с тем образование остается той областью, которая регулируется на государственном уровне; поскольку развитие образования относится к категории приоритетных национальных задач, полная коммерциализация образовательных систем — это маловероятное явление. Однако общество и государство предъявляют к образованию особые требования. Одним из таких требований является требование качества. Данное требование подразумевает продуктивное решение образовательной системой всех задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Следовательно, качество образования представляет собой определенный показатель, по которому можно судить о степени решения важнейших образовательных задач. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования трактуется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[1]. О. А. Игнатова определяет качество образования как интегральную характеристику, отражающую степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям [2]. В. Ф. Покасов расширяет это определение, добавляя, что государственные требования, реальные достигаемые результаты, а также социальные и личностные ожидания выражаются определенных критериях и показателях [8]. Данные определения не являются исчерпывающими, вместе с тем они не формируют уровень полноценного понимания термина «качество образования». Интегральная характеристика не может быть детерминантом этого термина, поскольку само по себе понятие «интегральная характеристика» воспринимается не детерминировано, требует дополнительных уточнений. Если же заменить эпитет «интегральная» на «комплексная», то новый термин — «комплексная характеристика» — будет однозначно восприниматься исключительно в контексте стандартизации образовательных систем. Действительно, качество образования можно определить как стандартизированное, нормированное формирование, анализ которого осуществляется в определенных условиях на правовой основе. В данной интерпретации понятие качества образования расширяется и выходит за рамки традиционного подхода к интерпретации, при котором, по мнению С. А. Котовой, индикатором качества образования выступает степень достижения определенного уровня в академической сфере, а ведущей технологией является тестирование [5]. В традиционной форме трактует термин «качество образования» С. А. Нецветайлова, которая понимает под этим термином определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребенок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями [6]. Другой подход к интерпретации, частично отраженный в Законе «Об образовании в Российской Федерации», описывается С. А. Котовой. В рамках данного подхода качество образования связывается с новыми ориентирами и целями развития образования. При этом осуществляется поиск эффективных технологий, которые позволяли бы однозначно оценить различные аспекты развития учащихся (личностное, эмоциональное, творческое, социальное), а также изменение личностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения (изменение потребностей, поведения, отношения к себе и к миру) [5]. Главной особенностью такого подхода к интерпретации качества образования является ориентация не на результат, а на содержание образования, на выработку базовых, ключевых компетенций. Вместе с тем данный подход сложнее унифицировать, он требует более значимых затрат на проведение оценки качества образования. Дж. Колби и М. Уитт, анализируя понятие качества образования, считают его сложной структурой, объективные стороны которой поддаются полноценному исследованию. Между тем исследователи выделяют и субъективную сторону качества образования, которую составляют мнения субъектов образовательного процесса, власти, государства и общества в целом [3]. Выделение качества начального образования оправдано с точки зрения, дифференцированного целеполагания: несмотря на уровневое единство образовательной системы, все-таки качество отдельных ее уровней представляет собой отдельное комплексное формирование. Качество начального образования при новом подходе к интерпретации опирается, прежде всего, на компетентность в различных сферах жизнедеятельности младшего школьника, на его устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. При новом подходе к интерпретации качества начального образования кардинально изменяется и миссия начальной школы. С. А. Котова описывает это изменение следующим образом: «Из института, который хранит и переносит знания, начальная школа превращается в институт, несущий гуманистические принципы, учит искусству жить в обществе, мотивирует самообразование» [5]. Мировое сообщество пребывает в едином мнении о том, что следует направить все усилия на повышение качества начального образования как важнейшей и самой ответственной ступени в образовательной системе: именно начальное образование закладывает те основы развития личности ребенка, которые на последующих ступенях будут актуализированы и преобразованы в устойчивые структурные элементы. В соответствии с этим формируется определенный социальный заказ на начальные образовательные услуги. Прежде всего, обращается внимание на те аспекты, которые непосредственно связаны с развитием ребенка. Поскольку развитие ребенка является важнейшей задачей начальной школы, то понятие качества образование имманентно процессу функционирования последней как психолого-педагогической, социальной, организационной структуры. Различные мониторинги качества начального образования показывают, что в России за последние десятилетия качество начального образования значительно снизилось. Исследование, проводимое в 2003 г. в рамках реализации программы PISA (Programme for International Student Assessment), определило для России 27-е место в рейтинге стран по уровню начального образования [5]. Это весьма плохой показатель для страны, где образование всегда считалось одним из лучших в мире. Причины снижения качества российского начального образования кроются в социально-экономических проблемах, которые потрясли страну в 90-е гг. прошлого столетия. Экономический, экологические, демографический кризисы в совокупности привели к снижению уровня образовательных услуг. В негативную сторону происходило изменение тенденций в формировании общественного запроса: многие родители считали, что образование сегодня выходит из моды, а СМИ укрепляли это мнение, обсуждая людей, которые без образования достигли определенных благ в жизни. Но между тем начальное образование всегда было востребовано, отношение к нему менялось мало, поскольку государство и общество видели в нем основу будущего развития страны. Поэтому проблема снижения качества начального образования становится государственной проблемой, на ее разрешение была направлена новая государственная политика в сфере образования. Прежде всего, перед государством стояла задача стандартизации системы начального образования. В 2009 г. в рамках национального проекта «Образование» был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. был определен как «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования» [7]. Согласно п. 1.4 ст. 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС обеспечивает «государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения».[1] Таким образом, на государственном уровне качество начального образования следует рассматривать в контексте условий реализации основных образовательных программ. Данные условия прописаны в ФГОС НОО и служат основными критериями оценки качества начального образования. Следует отметить, что ФГОС НОО основывается на Законе «Об образовании в Российской Федерации», что проявляется, прежде всего, в интегрированной интерпретации требований к условиям реализации основных образовательных программ в начальной школе. Положение 20 части IV Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. требования к условиям реализации основных образовательных программ в начальной школе описываются как система «требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования» [7]. Данное положение интегрирует пункты 3.2 и 3.3 статьи 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Между тем требования к условиям реализации основных образовательных программ в системе начального образования базируются на Национальной доктрине Образования, которая соответствуют международным программам улучшения качества начального образования, в частности, программе ЮНЕСКО «Образование для всех». Данная программа определяет систему качества начального образования как многомерную структуру, состоящую из трех компонентов: качество обучения и воспитания младших школьников, качество образовательного процесса, качество условий образования [4]. Все компоненты структуры взаимосвязаны, а их отдельная оценка осуществляется в рамках комплексного мониторинга начальной образовательной системы. Согласно программе, всестороннее развитие ребенка должно стать приоритетным показателем качества начального образования; учитывая то, что это развитие протекает в определенных условиях, создаваемых в образовательной системе, — следует рассматривать эти условия объектами оценки качества начального образования.

Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ Сивелева, С. Ю. Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ / С. Ю. Сивелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 514-517. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35511/ (дата обращения: 30.10.2023).

30.10.2023 14:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!