СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проработав 25 лет учителем биологии автор обратил внимание на то, что постановка проблемных вопросов на уроках биологии помогает учащимся легче включится в работу на уроках и повышает познавательную активность учащихся [2]. Для увеличения познавательной активности учащихся мы стали регулярно использовать технологию постановки проблемных вопросов на уроках биологии в классах различной возрастной нормы. При переходе к ФГОС возникает противоречие: в педагогической деятельности учитель желает как можно больше дать информации, затем закрепить ее вопросами, тем самым тренируя (развивая) память учащихся. В тоже время педагог старается, чтобы максимально большое количество учащихся активно работало на уроках, но в некоторых классах резко падает интерес к изучаемому предмету. Осваивая технологии проблемно-развивающего обучения, учитель должен организовать самостоятельную познавательную деятельность как можно большего числа учащихся, но при низкой познавательной активности учащихся это крайне затруднительно. И тогда педагог прибегает к различным методикам, но на взгляд автора опыта самым эффективным считается метод постановки проблемных вопросов.[1] Основная трудность в проблемном обучении – подбор проблемных заданий, которые должны вызывать интерес у учащихся с различным уровнем познавательной активности, быть доступными пониманию, быть одновременно посильными, и не слишком простыми, развивать творческое мышление. В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. Основной целью проблемного обучения является формирование и развитие проблемного мышления у обучающихся с разной степенью познавательной активности. Автором было замечено, что ученики со слабой выраженностью познавательной активности, включаются в обсуждение проблемных вопросов, если те построены на жизненном опыте учащихся. Проблемные вопросы формулируются в виде познавательной проблемной задачи. Например, используем на уроке «Строение прокариотической клетки» в 9 классах следующую проблемную задачу: Бактериям присущи все типы питания, как автотрофное так и гетеротрофное. Установлено, что гетеротрофные бактерии «употребляют в пищу» почти всё: различный мусор, нефть, парафин, стиральные средства и многое другое. Как объяснить тот факт, что у бактерий, которые питаются гетеротрофно, не наблюдается такой способ питания как фагоцитоз?
© 2022, Хабарова Елена Петровна 96