СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования информационной культуры и её роль в развитии общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная деятельность в условиях развития новых информационных технологий предъявляет субъекту совершенно новые требования, прежде всего требования значительного повышения его информационной культуры.

Термин "информационная культура" появился совсем недавно, несколько десятилетий назад, в связи с углубляющимися процессами информатизации, но рост количества работ, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов информационной культуры, свидетельствует об актуальности данной проблематики.

В настоящее время в условиях информатизации общества обостряются противоречия между ростом научно-технической, экономической, социально политической информации и её так называемым недопотреблением, которое становится все более опасным для эффективного функционирования социальной системы. Нейтрализация негативных последствий этого противоречия, его оптимальное решение зависит от уровня информационной культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Высокие информационные потребности, умение, навыки и способности работы с информационной техникой являются важнейшими показателями информационной культуры личности. Однако их формирование - долгий процесс, требующий научного управления, разработок, среди которых особой актуальностью отличается проблема создания теоретической модели информационной культуры.

Несомненно, что разработка теории информационной культуры значительно обогащает предметное содержание культурологии, открывая новые перспективы научных исследований в связи с информационными процессами, происходящими сегодня. В практическом отношении теоретическая модель информационной культуры может служить исходным пунктом разработки методик и различных программ. Осмысление роли информационной культуры невозможно без соотнесения её с представлениями о культуре вообще. Только на этой основе создаются предпосылки для выявления общего и особенного.

Логика системного подхода требует предварительного обслуживания ряда вопросов" связанных с общим пониманием категории культуры, которая является родовой по отношению к понятию информационной культуры. Как известно, в современной литературе существует большое количество определений культуры. Теоретики культуры А. Крёбер и К. Клакхон систематизировав наиболее часто встречающиеся определения, сгруппировали их следующим образом:

1) описательные определения, основанные на концепции Э. Тейлора, в которой культура-сумма всех видов деятельности, обычаев, верований;

2) исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия, традиций;

3) нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм, правил, где культура - образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;

4) ценностные определения, где культура - материальные и социальные ценности групп людей, их институты, обычаи, реакция поведения;

5) психологические определения, в которых культура - особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, складывающимся в результате такого приспособления;

6) определения базирующиеся на теории обучения - культура - поведения не данная человеку, а приобретенная в процессе обучения;

7) идеологические определения, утверждающее что, культура - поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством слов и подражаний;

8) символические определения, постулирующие что, культура - это часть организации различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств).

Кроме перечисленных выше типов определений культуры каждый из которых охватывает какие-то важные черты культуры, существует понимание культуры, распространенной в публицистической литературе. Оно касается обыденного уровня представлений о культуре и связано с пониманием её как "культурности", которая обозначает высокую степень просвещенности, соблюдение существующих в обществе моральных норм, качественный уровень индивида.

Не ставя перед собой задачи специального анализа имеющихся подходов к исследованию культуры, отметим, что представления о ней развивались от "узких", "статических", "предметоцентристских" к "широким", "динамичным", "процессуальным".

В рамках предметоцентристского подхода, культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей. Причем, само понимание ценностей в указанном подходе у различных авторов не одинаково. Одни относят к культуре только положительные ценности, другие как положительные, так и отрицательные (имеется в виду материальный или идеальный объект, применение и воздействие которого несет в себе негативные последствия). Данная точка зрения справедливо подвергается критике, поскольку такое ее понимание ограничивает исследование перечислением и характеристикой элементов культуры, которая получает статический характер. При этом невозможно выявление целостности феномена культуры и её системности. Попытка преодоления недостатков аксиологическогго подхода представлена в "информационно-семиотической концепции культуры"

Категория: Информатика
05.11.2018 22:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП