СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
11. Понятие «неуспеваемости» в школе
В настоящее время педагогами вводится и употребляется часто термин «школьной неуспешности». Этот термин включает гораздо более широкое понятие, чем неуспеваемость. Неуспеваемость является составной частью неуспешности школьника.
Как правило, дети, поступающие в первый класс общеобразовательной школы, не имеют проблем с психическим и физическим здоровьем. При поступлении в школу требуется заключение и осмотр ряда узких специалистов. Поэтому в большинстве своем исключается умственная или психическая задержка в развитии, которая оказывала бы негативное влияния на успеваемость ребенка.
Психологи дают следующую характеристику понятию «неуспеваемость» - это ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выявляется в том, что учащийся имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
Неуспеваемость многими педагогами понимается как сложный процесс взаимодействия определенных сторон личности и сложностями познавательного процесса.
В результате неуспеваемости происходит отставание. Под отставанием педагоги понимают процесс, когда за определенный временной промежуток накапливаются невыполненные задания, работы.
1.2. Причины неуспеваемости младших школьников
В школе есть определенные требования, стандарты, на которые ориентируются учителя при выявлении неспеваемых учеников.
Педагоги, психологи выделяют несколько причин, из-за которых складывается неуспеваемость ученика:
1. Ученик не может следить за объяснением, не успевает за темпом урока. Не может отвечать на заданные вопросы. Не понимает выводов и итого урока.
2. Неуспеваемость может быть, когда речь идет о конкретных предметах. Учащийся не изучает дополнительного материала, не готовится к уроку, не делает домашнего задания.
3. Индивидуальные особенности ученика мешают его успеваемости. Ученик не проявляет активность на уроке. Учитель может это заметить, если будет предлагать задачи для самостоятельных работ.
4. Нет эмоциональной ученика реакции, нет контроля над собой.
5. Учащийся не может объяснить цель работы своей. Пропуск в действиях, в выполнении.
6. Учащийся не понимает текст, не может воспроизвести формулы.
Таким образом, неуспеваемость ученика складывается из основных показателей: отношение к учебе, усвоение знаний, организация учебы. Поэтому и появился термин «обучаемость», который характеризуется, как восприятие нового урока, учебного материала.
Но не только учащайся виноват и ответственен за то, чтое сть неуспеваемость. Зачастую в неуспеваемости школьника виноват и учитель. Можно выделить ряд педагогических причин:
- мало дидактического и воспитательного воздействия;
- причина организационно-педагогического характера;
- недостатки рабочих программ
- недостатки школьного, семейного влияния
Большинство психологов считают, что неуспеваемость зависит от физиологических причин и психологических.
Физиологические причины могут возникать из-за немалого количества проблем и заболеваний: инфекции с мозговыми последствиями ( ревматизм, энцефалиты, менингиты), органическая неполноценность головного мозга, недостаточность центральной нервной системы.
Последствия органического поражения проявляются в неупорядоченной активности. Нарушение процесса запоминания зачастую связано с динамической амнезией, склеротическими изменениями. Если у ученика имеется легкое последствие поражения головного мозга, он не сможет пополнять запас знаний. В результате очень быстро формируется неуспеваемость, которая перерастает в неуспешность.
Церебральная астения характеризуется сочетанием возбуждения и торможения. Слабая нервная система затрудняет работоспособность ребенка. Если предстоит длительная учебная работа, то ученик быстро утомляется и не в состоянии быстро все решить, не может работать, когда требуется переключение внимания, высокий темп работы.
Психологические причины можно условно разделить на три группы:
- недостаток познавательной деятельности
- недостаток мотивационной деятельности
- индивидуально-типологические особенности.
Бывает неуспеваемость по отдельно взятым предметам. Это тоже происходит из-за ряда причин: предмет не интересен, сложно происходит обучение, усвоение материала.
В неуспеваемости школьника отражается и влияние, а точнее недостатки семейного воспитания.
Распад семьи, алкоголизм родителей, грубость, равнодушие к ребенку, ошибки в воспитании – все это отрицательно сказывается на учебе ребенка. Детям важно внимание, любовь и забота родителей, когда интересуются их успехами, следят за качеством учебы. Хотя часть бывает и перекос в отношениях детей и родителей. Из-за гиперопеки дети могут иметь заниженную самооценку или наоборот навышенную.
Подытоживая исследования психологов, педагогов, можно утверждать, что причины неуспеваемости детей связаны с недостаточной учебной мотивацией, несформированной регуляцией мозговых функций, отрицательным влиянием семьи.
2. КОРРЕКЦИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Классификация групп неуспевающих детей
Детям можно помочь исправить их неуспеваемость, если вовремя разобраться в причинах неуспеваемости. Психологи выдели ряд групп классификации неуспевающих детей:
- дети с отклонением от возрастных норм. У таких учащихся заниженная самооценка.
- дети недостаточно развитые для школы. Здесь имеется в виду наличие различных хронических заболеваний. Таким детям тяжело дается учебная нагрузка, график учебы
- функционально не созревшие дети. Дети здоровы, просто их функции организма еще не созрели для школы. Такие дети часто болеют, в следствие пропуска занятий – неуспеваемость
- ослабленные дети.
- системно-отстающие дети. Дети, у которых из-за школьных нагрузок произошло ухудшение физического, психического здоровья.
- нестандартные дети. Дети чрезмерно активные, либо наоборот очень сильная медлительность.
- депривированные семьей и школой дети. Дети растут, воспитываются в своим микроклимате – семье. Если микроклимат семьи негативный, все это обязательно отрицательно скажется на успеваемости ребенка.
Среди отстающих детей, могут быть дети, которые откровенно лениться учиться, либо очень робкие, либо повышенно отвлекаемые, имеющие нестандартное поведение.
Неуспеваемость детей складывается еще из двух факторов – это учеба и дисциплина.
2.2. Коррекция неуспеваемости младших школьников
Психологи рекомендуют давать больше времени для обдумывания таким категориям школьников, помогать излагать решение либо ответ с помощью заготовленных карточек, схем.
Огромное положительно влияние оказывает на школьников занятия с психологом. Нужно постараться изменить отношение учащихся к учебе, чтобы у ребенка появилась заинтересованность, осознание значимости учебы.
Менять учителю форму опроса. Должны чередоваться и фронтальные, и индивидуальные опросы. Контроль должен иметь всеохватывающий характер.
Должно быть деятельное участие ученика в учебном процессе. Эта деятельность должна носить субъективный и осознанный характер.
Важным моментом является научить ребенка учиться. Ребенок должен овладеть умениями и навыками, как осваивать новый материал.
Сам учитель должен иметь положительный настрой. Доброжелательное, искреннее участие должен видеть отстающий ученик со стороны своего педагога. Учителю нужно найти достоинства ученика, создать условия, чтобы ученик их развил.
В современной дидактике определили основные пути коррекции:
- педагогическая профилактика, заключается в поиске оптимальных решений, новых технологий
- педагогическая диагностика. Заключается в систематическом контроле и оценке
- педагогическая терапии. Принимаются определенные меры по устранению отставаний.
- воспитательное воздействие. Индивидуальная работа с учеником и его семьей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема школьной неуспеваемости всегда была и останется одной из главных в педагогике. В дошкольном, младшем школьном возрасте закладываются все основные уровни интеллектуального, психологического развития. Поэтому уровень получения знаний, уровень усвоения этих знаний в начальной школе чрезвычайно важен. В старших классах программа обучения усложняется, увеличивается количество предметов, необходимых для усвоения. Если в начальной школе процесс усвоения будет пущен на самотек, в дальнейшем у учащегося будут определенные сложности в обучении.
В результате написания работы, нами были установлены причины неуспеваемости младших школьников, последствия неуспеваемости. Причины неуспеваемости носят психологический, физиологический характер. Все эти причины в свою очередь тоже имеют классификацию.
Важно искоренять, снижать неуспеваемость, потому что неуспеваемость может развиться в неуспешность ученика. Неуспешность уже более сложный процесс запущенности обучения. Неуспешность является не только проблемой лично ученика, а проблемой всего общества. Ведь это отрицательно выражается в моральной, социальной и экономической стороне.
Очень многое зависит от раннего выявления проблемы и причины неуспеваемости, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь ученику. У неуспевающих детей занижена самооценка и повышена тревожность. Нужно постараться заинтересовать учебой ребенка. Для этого должно быть сотрудничество семьи и школы. Нельзя все перекладывать на плечи учителя.
Необходимо в классе поддерживать миролюбивую, дружескую обстановку. Нельзя, чтобы отстающий ученик был посмешищем или изгоем в учебном коллективе. Наоборот, такой ученик должен видеть, что ему готовы помочь, стремятся к этому.
Изучение современных методических разработок, анализ работы, тщательное продумывание причин возникновения неуспеваемости, взаимодействие семьи и школы, поможет избежать многих ошибок на пути устранения школьной неуспеваемости и предотвращения в дальнейшем неуспешности школьника.
© 2020, Трошина Елена Николаевна 316