СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психолого–педагогические наблюдения за процессом детского творчество показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки персонажей, описывают свои действия. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ тем скорее и лучше достигается правильное изображение». Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством чрезвычайно значимо для психического развития личности. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
В рисунке ребенка всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально – смысловым восприятием ребенка. Основным показателем физического и нервно-психического здоровья ребенка является разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, который совершенствуют функции центрально – нервной системы. Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию – стадию собственно изобразительной деятельности.
Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно – двигательной координации, зрительно – двигательной готовности к рисованию.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды в помещениях МБДОУ и на занятиях по всем разделам воспитательно – образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации, возрастными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься изобразительной деятельностью, формировать стремление бережно относится ко всему, что окружает детей на занятии.
В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Развивающую эстетическую среду образует и творческие работы детей. Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для художественно – эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация оборудования всех участков, где занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать её детям.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях.
Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее мобилизировать свой художественный опыт. Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений. В самостоятельном творчестве ребенок под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна) сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.).
Различные произведения искусства оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей старшей и особенно подготовительной к школе групп, так как они уже имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
Приобщение детей к различным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенной руководство воспитателя. В течении дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети любящие рисовать, лепить, делать аппликации. На занятиях и вне их дети пробуют свои силы в разных видах художественной деятельности, совершенствуя умения и проявляя при этом более или мене устойчивый интерес.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно – выразительные действия для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать сои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образца приемы и средства изображения.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что дети получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в новые условия, ребенок действует уже по собственной инициативе в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Психолого–педагогические наблюдения за процессом детского творчество показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки персонажей, описывают свои действия. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ тем скорее и лучше достигается правильное изображение». Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством чрезвычайно значимо для психического развития личности. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
В рисунке ребенка всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально – смысловым восприятием ребенка. Основным показателем физического и нервно-психического здоровья ребенка является разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, который совершенствуют функции центрально – нервной системы. Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию – стадию собственно изобразительной деятельности.
Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно – двигательной координации, зрительно – двигательной готовности к рисованию.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды в помещениях МБДОУ и на занятиях по всем разделам воспитательно – образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации, возрастными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься изобразительной деятельностью, формировать стремление бережно относится ко всему, что окружает детей на занятии.
В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Развивающую эстетическую среду образует и творческие работы детей. Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для художественно – эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация оборудования всех участков, где занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать её детям.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях.
Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее мобилизировать свой художественный опыт. Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений. В самостоятельном творчестве ребенок под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна) сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.).
Различные произведения искусства оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей старшей и особенно подготовительной к школе групп, так как они уже имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
Приобщение детей к различным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенной руководство воспитателя. В течении дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети любящие рисовать, лепить, делать аппликации. На занятиях и вне их дети пробуют свои силы в разных видах художественной деятельности, совершенствуя умения и проявляя при этом более или мене устойчивый интерес.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно – выразительные действия для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать сои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образца приемы и средства изображения.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что дети получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в новые условия, ребенок действует уже по собственной инициативе в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Психолого–педагогические наблюдения за процессом детского творчество показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки персонажей, описывают свои действия. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ тем скорее и лучше достигается правильное изображение». Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством чрезвычайно значимо для психического развития личности. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
В рисунке ребенка всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально – смысловым восприятием ребенка. Основным показателем физического и нервно-психического здоровья ребенка является разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, который совершенствуют функции центрально – нервной системы. Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию – стадию собственно изобразительной деятельности.
Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно – двигательной координации, зрительно – двигательной готовности к рисованию.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды в помещениях МБДОУ и на занятиях по всем разделам воспитательно – образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации, возрастными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься изобразительной деятельностью, формировать стремление бережно относится ко всему, что окружает детей на занятии.
В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Развивающую эстетическую среду образует и творческие работы детей. Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для художественно – эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация оборудования всех участков, где занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать её детям.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях.
Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее мобилизировать свой художественный опыт. Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений. В самостоятельном творчестве ребенок под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна) сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.).
Различные произведения искусства оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей старшей и особенно подготовительной к школе групп, так как они уже имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
Приобщение детей к различным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенной руководство воспитателя. В течении дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети любящие рисовать, лепить, делать аппликации. На занятиях и вне их дети пробуют свои силы в разных видах художественной деятельности, совершенствуя умения и проявляя при этом более или мене устойчивый интерес.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно – выразительные действия для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать сои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образца приемы и средства изображения.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что дети получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в новые условия, ребенок действует уже по собственной инициативе в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
© 2019, Гумирова Гулия Рамильевна 821