СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема гендерной социализации детей в условиях ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек может быть охарактеризован как представитель определённого пола. Понятие биологического пола раскрывает нам физиологические особенности. Для биосоциальной сущности человека этого недостаточно, поэтому наряду с биологическим полом существует понятие гендера, определяемого как социально-психологический пол человека. Гендер представляет собой совокупность психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Становление гендера является результатом гендерной социализации – процесса усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирования потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или другого пола.

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок [2, с.32].

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;
  • эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности;
  • поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации, основными из которых являются подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, а мальчики – на папу.

В возрасте 5-6 лет приобретается гендерная устойчивость, ребёнок осознаёт, что он является мальчиком или девочкой и эта принадлежность не изменится ни при каких обстоятельствах. В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает внешность, имя, «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем), установки (социума, собственные), роли (социума, собственные) [4, с.14].

Позиция ребёнка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности [1, с.238].

Процесс гендерной социализации к старшему дошкольному возрасту становится более осмысленным, гендерная структура личности приобретает устойчивость. Уровень гендерной воспитанности старшего дошкольника можно определить по критериям, к которым относят сформированность гендерной дифференцированности, гендерной идентичности, а также развитие индивидуальности мальчика или девочки.

Гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывают в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов).

Поэтому важным является выявление и устранение имеющихся проблем в области гендерного воспитания в ДОУ, к которым относятся феминизация педагогической среды, ориентация методических программ на бесполого ребенка, недостаточная подготовка педагогов в вопросах гендерного подхода в образовании.

Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика или девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующей позитивной гендерной социализации. Оптимальному процессу гендерной социализации в условиях детского сада будет способствовать совокупность следующих условий:

  • организация педагогической среды, ориентированной на гендерное развитие дошкольника;
  • создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми;
  • подготовка воспитателей к решению задач гендерной социализации.

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что наиболее благоприятным для гендерной социализации является дошкольный возраст. Если гендерная социализация оказалась несформированной до 6-7 лет, то дальнейшие её процессы будут затруднены, человек будет испытывать сложности во взаимодействии с окружающими. Поэтому необходима своевременная работа по формированию гендерной социализации у детей с низким уровнем её развития.

Я считаю, что наиболее эффективным формирование гендерной социализации старших дошкольников станет при условии внедрения в педагогическую среду элементов гендерного подхода. Подходящим средством являются ролевые игры, гендерные ситуации, гендерные рассказы, гендерная игротека, соответствующая детская художественная литература и подобные средства, которые ненавязчиво обучат ребёнка собственной половой роли, особенностям взаимодействия и полоролевого поведения.

При подготовке статьи я опиралась на следующие литературные источники:

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006.
  2. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
  3. Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. Основы гендерного образования. – Алматы, 2003.
  4. Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. Основы гендерного образования. – Алматы, 2003.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
  6. Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006.
07.02.2015 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП