СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый человек может быть охарактеризован как представитель определённого пола. Понятие биологического пола раскрывает нам физиологические особенности. Для биосоциальной сущности человека этого недостаточно, поэтому наряду с биологическим полом существует понятие гендера, определяемого как социально-психологический пол человека. Гендер представляет собой совокупность психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Становление гендера является результатом гендерной социализации – процесса усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирования потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или другого пола.
Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок [2, с.32].
Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации, основными из которых являются подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, а мальчики – на папу.
В возрасте 5-6 лет приобретается гендерная устойчивость, ребёнок осознаёт, что он является мальчиком или девочкой и эта принадлежность не изменится ни при каких обстоятельствах. В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает внешность, имя, «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем), установки (социума, собственные), роли (социума, собственные) [4, с.14].
Позиция ребёнка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности [1, с.238].
Процесс гендерной социализации к старшему дошкольному возрасту становится более осмысленным, гендерная структура личности приобретает устойчивость. Уровень гендерной воспитанности старшего дошкольника можно определить по критериям, к которым относят сформированность гендерной дифференцированности, гендерной идентичности, а также развитие индивидуальности мальчика или девочки.
Гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывают в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов).
Поэтому важным является выявление и устранение имеющихся проблем в области гендерного воспитания в ДОУ, к которым относятся феминизация педагогической среды, ориентация методических программ на бесполого ребенка, недостаточная подготовка педагогов в вопросах гендерного подхода в образовании.
Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика или девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующей позитивной гендерной социализации. Оптимальному процессу гендерной социализации в условиях детского сада будет способствовать совокупность следующих условий:
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что наиболее благоприятным для гендерной социализации является дошкольный возраст. Если гендерная социализация оказалась несформированной до 6-7 лет, то дальнейшие её процессы будут затруднены, человек будет испытывать сложности во взаимодействии с окружающими. Поэтому необходима своевременная работа по формированию гендерной социализации у детей с низким уровнем её развития.
Я считаю, что наиболее эффективным формирование гендерной социализации старших дошкольников станет при условии внедрения в педагогическую среду элементов гендерного подхода. Подходящим средством являются ролевые игры, гендерные ситуации, гендерные рассказы, гендерная игротека, соответствующая детская художественная литература и подобные средства, которые ненавязчиво обучат ребёнка собственной половой роли, особенностям взаимодействия и полоролевого поведения.
При подготовке статьи я опиралась на следующие литературные источники:
© 2015, Филатова Галина Викторовна 1701