СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные вопросы преподавания истории Первой мировой войны на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемные вопросы преподавания истории Первой мировой войны на уроках истории

В декабре 2012 г. Президент России утвердил поправку в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах России», вступившую в силу с 1 января 2013 г., согласно которой 1 августа объявляется Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов, тем самым подчеркивается значимость данного события в военной истории России.

Поэтому, рассмотрение вопроса преподавания одной из самых важных тем всемирной и отечественной истории XX века – Первой мировой войны является важнейшим моментом при изучении истории России в ХХ в. Для разработки её сначала укажем на главные положения, установленные Анализ современного Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования дает очень минимизированные положения, на основе которых крайне сложно «развести» содержание, задачи, цели, объяснительные модели по разным концентрам, поэтому каждый преподаватель вынужден самостоятельно искать пути разработки проблемы. К сожалению, и в полной средней школе, по-существу, происходит только дублирование материала о Первой мировой войне, уже изученного в первом концентре [1].

При этом следует учитывать, что военно-исторический материал, содержащийся в школьных курсах истории, обладает большим воспитательным потенциалом. Он вызывает интерес к военному прошлому, к истории развития военной техники и военного искусства, способствует воспитанию молодого поколения в духе славных боевых традиций нашего народа и его вооруженных сил, прививает уважение к воинам - защитниками Отечества.

Эти образовательно-воспитательные задачи можно решить, учитывая несколько условий: наличие яркого, конкретного военно-исторического материала; необходимых документов; интересных иллюстраций. Это первое условие относится к содержанию учебного материала. И второе – умелая организация учебного процесса, т.е. соответствующая методика проведения уроков и других форм учебных занятий.

Учебный материал современных пособий, к сожалению, не позволяет сформировать у учеников представление об узловых событиях, сражениях войны в их конкретном своеобразии и индивидуальной неповторимости. Их знания о Первой мировой войне схематичны, занимают один реже два параграфа, часто страдают модернизацией истории. Для преодоления этих недостатков учителю необходимо включать в канву своего объяснения, например, картинное описание важнейших военных операций, опираясь на карты-схемы, отрывки из исторических документов, произведения художественной литературы, воспоминания участников и очевидцев событий, а также применять иные формы раскрытия материала.

То, что история Великой войны раскрыта в наших учебниках по-прежнему без имен героев (как правило упоминается только - А.А. Брусилов, А.В. Самсонова, П.К. Ренненкампфа), без описания их подвигов, самопожертвований – существенный недостаток школьного образования [2].

Для решения результативного решения задач по эффективному преподаванию истории Первой мировой войны в условиях недостатка учебного времени необходимо совмещать как уроки, так и внеурочную деятельность.

На уроке используя технологии проектной деятельности, с целью развития индивидуальные творческие способности учащихся, обращая особое внимание на изучение общественно-политической обстановки и дипломатической обстановки накануне и в ходе войны.

Класс делится на 5 подгруппы, которые на основе выданных дополнительных материалов, карт и текста учебника анализируют причины войны, сильные и слабые стороны военно-политических блоков, отношение различных слоев населения к войне, новое в военной тактике и технике, причин неудач России в войне. В конце урока они докладывают результаты своей работы отвечают на уточняющие вопросы членов других подгрупп, которые оценивают доклады своих товарищей. В качестве домашнего задания наиболее подготовленным учащимся предлагается подготовить доклады, посвященные наиболее выдающимся участникам войны, остальным ученикам предлагается заполнить сравнительно-обобщающую таблицу, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий, изложенных в учебнике.

Изучения хода боевых действий, героических подвигов русских солдат и офицеров в Санкт-Петербурге возможно овладевать в ходе школьной экскурсии в Ратную палату - Музей Великой войны, открытый в 2014 г в Пушкине к 100-летию начала войны. Перед экскурсией учащимся ставится задача подготовить сообщения по отдельным аспектам войны, например, «Казаки в Первой мировой войне», «Авиация в Первой мировой войне», «Военное духовенство в Первой мировой войне», «Российский флот в годы в Первой мировой войне» и др. Данные сообщения заслушивались в ходе конференции проводимой в период Недели истории и обществознания, в текущем учебном году конференция была посвящена 100-летию Февральской революции. В следующем году подобная конференция будет посвящена 100-летию окончания Первой мировой войне. Также в ходе экскурсии было проведено возложение цветов к памятному знаку на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны на Канском кладбище в Пушкине

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а также более успешно подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности [3]. Также решается задача по созданию условий для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, продолжить воспитание патриотизма и уважение к боевым подвигам предков. Хотелось бы надеется, что при переходе на линейный принцип изучения истории в школе, преподаванию Первой мировой войне будет уделено большое внимание, в том числе при создании учебно-методических комплексов.

Литература и источники:

  1. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/6150599/#ixzz4cTDxWbbX.
  2. Яковлева С.П. Первая мировая война в школьных учебниках истории. К проблеме формирования культурной памяти // Вестник Брянского университета 2015 № 3 С. 149-151
  3. Жильцов А.А. Преподавание истории и обществознания в свете ФГОС II поколения [Электронный ресурс] - https://www.metod-kopilka.ru/vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_quotprepodavanie_istorii_i_obschestvoznaniya__v_svete_fgos-28175.htm
Категория: История
08.10.2017 16:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП