СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мы живем в то время, когда проблемы образования имеют очень большое жизненное и общекультурное значение, не только для отдельного человека, но и для всего социума в целом. Современный человек должен владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования, не только своей страны, но и зарубежья. Сейчас, когда образования родителям дается возможность выбора получения их детьми того или иного образования, особенно важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху быстрого роста знаний современному поколению необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией и способами коммуникации.
Роль и место образования меняются в современном обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества, уровень его культуры и определяющими перспективы социального развития.
На протяжении многих десятилетий и даже веков складывались и разрабатывались в мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования. Педагогическая парадигма – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В свою очередь они отражают уровень культуры общества в целом.
Выделяются следующие парадигмы:
Определяющими элементами парадигмы образования являются: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; освоение культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактические системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три основные дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из 4 ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.
Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. К началу XX в. эта система подверглась критике за авторитарность книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рождаются новые подходы.
Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные Умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание». [1]
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества. [2]
Основные отличия современной и традиционной дидактической системы
Традиционная дидактическая система |
Современная дидактическая система |
«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» [3] |
«Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» |
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. |
В центре процесса обучения – ученик. |
Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. |
Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение». |
Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - является материалом для педагогической работы. |
Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - Образование как развитие потенциальных качеств. |
В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» – стандарт. |
В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников. |
Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания. |
Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. |
В связи с переходом к современной дидактической системе возникает и ряд затруднений, с которыми сталкивается преподаватель. Как организовать учебный процесс так, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные, а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой работы. Это требует не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационных потребностей учащихся. Учитель в процессе подготовки должен учитывать все возможные формы общения на уроке. «Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то сейчас он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.» [4]
На данном этапе развития дидактической системы современного образования в школе организация учебного процесса вызывает определенные затруднения в силу ряда причин:
1.Комплектование групп учащихся – в классе с наполняемостью от 25 до 30 человек учитель, часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребенка.
2.Ориентация процесса обучения на «среднего» ученика, а не на способности каждого конкретного ребенка.
3.Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.
4.Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам – и тем, которые для ребенка значимы, и «нелюбимым» предметам.
5.Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.
И. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый компонент, включающий систему знаний, умений и навыков, а также продвинутый компонент, содержащий опыт творческой деятельности, опыт продуцирования новых знаний и способов деятельности и опыт эмоционально – ценностного отношения ребенка к миру, к людям, к себе. [5] Невозможность решения вопросов современного образования на базовом уровне говорит нам о необходимости решения организационных вопросов современной дидактической системы, повсеместного и полного внедрения ее в процесс обучения. Ведь именно так мы можем воспитать личность, способную реализовать себя в современном обществе.
© 2015, Терёшина Ольга Васильевна 1366