СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы социализации детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Человек является и объектом (поскольку испытывает на себе воздействие со стороны общества, различных социальных институтов и т.д.), и субъектом (так как он ставит перед собой определенные цели и выбирает средства для их достижения) процесса социализации. Процесс социализации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво.

    Социализация инвалидов в обществе несет на себе определенную функциональную нагрузку, является не спонтанным общественным процессом.

Если говорить о Процессе социализации детей с ОВЗ, то следует отметить, что это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности ребенка во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Рассмотрим механизм социализации детей-инвалидов, исходя из распространенной позиции, согласно которой в этой функции выступает социальная роль.

    Ребенок с ограниченными возможностями чаще всего, как и большинство детей после рождения, формируется в основном институте социализации - семье. Семья, а именно первые социализирующие агенты - родители, братья, сестры, дальние и близкие родственники, няни, друзья, учителя, врачи, изначально понимая  нетипичность ребенка, относятся к нему по особенному: жалеют, оберегают, а порой излишне опекают. Поэтому у детей с ОВЗ этапы и процессы первичной социализации затягиваются. В опеке родителей ребенок с ограниченными возможностями нуждается очень долго, иногда, если не может освоить навыки самообслуживания или начать трудиться, и всю жизнь. У него намного дольше, чем у здорового ребенка, наблюдается социальная, психологическая и материальная зависимость от родителей.

    Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста. Отношения между сверстниками более «демократичны», чем между ребенком и родителями. Остановимся на особенностях отношений детей с ограниченными возможностями со сверстниками. Особенностями, характерными для отношений детей с ОВЗ со сверстниками, являются: повышенная восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между сверстниками, эмоциональная неустойчивость (ранимость, подверженность частой смене настроения и др.), полярность в отношении со здоровыми сверстниками, способность к самоограничению и ориентация на конформизм. Они сконцентрированы на среде «своих», таких же, как и они, детей.

 

Категория: Психологу
05.01.2015 20:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП