СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по адаптации детей раннего возраста в ДОУ с использованием песочной терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лебедева Елена. Проект по адаптации детей раннего возраста в ДОУ с использованием песочной терапии

Вид проекта: диагностико-развивающий

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-ноябрь)

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Образовательные области: социально-коммуникативная область, познавательная область

Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Предполагаемый результат:

социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

План реализации проекта

1. Информационно-аналитический этап

Цель: сбор психодиагностической информации

Задачи: сбор информации о детях вновь поступивших в ДОУ, определения уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Мероприятия:

Анкетный опрос родителей

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?».

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А. С. Роньжина).

2. Практический этап

Цель: практическая реализация содержания проекта.

Задачи:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Мероприятия:

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия педагога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А. С.

2. Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации»

3. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации.

Содержание второго этапа:

Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-15 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Тематическое планирование занятий.

Занятия Тема занятия Задачи Наименование форм работы, упражнений.

1. «Божья коровка» - Создание положительного эмоционального фона;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры.

1. Упражнение «Поймай божью коровку»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Дыхательное упражнение

4. Упражнение «Божья коровка»

5. Игра «Божья коровка и ветер»

6. Игра «Большой – маленький»

2. «Знакомство с феей песка» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности.

1. Песенка «Мы ногами топ-топ»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Дыхательное упражнение

4. Упражнение «Отпечатки»

3. «Листопад» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности.

1. Игра «По ровненькой дорожке»

2. Игра «Дождик и солнышко»

3. Игра «Листопад»

4. Рисование (листопад)

4. «Мышка» - Повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений.

1. Игра «Раздувайся пузырь»

2. Песенка «Погремушка»

3. Игра «Найди клад»

4. Упражнение «Выложи дорожку для мышки»

5. «Котята» - Формирование положительной самооценки;

развитие стремления сопереживать, помогать.

1. Игра «Отгадай, чей голос»

2. Игра «Кошка и собака»

3. Игра - растяжка «Бабочка»

4. Игра «Кошка и котята»

6. «Волшебный песок» -Развитие мелкой моторики;

снятие эмоционального и мышечного напряжения.

1. Упражнение на релаксацию

2. Дыхательное упражнение

3. Потешка

4. Игра «Пирожки для Мишки и для мышки»

7. «Зайка» - Развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Потешка

3. Игра «Лиса идет»

4. Игра «Найди морковку»

5. Песенка «Зайка серенький»

8. «Дождик» -Развитие чувства ритма;

снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

1. Песенка «Дождик»

2. Пальчиковая гимнастика «Червячки»

3. Дыхательное упражнение

4. Игра «Дождик»

9. «Мыльные пузыри» - снятие эмоционального напряжения;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

1. Песенка «Ладушки – ладошки»

2. Игра «Пузырь»

3. Упражнение «Изобрази пузырь»

4. Игра в паре «Удержи пузырь»

10. «Колобок в песке» - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

1. Инсценировка сказки «Приключения колобка»

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Игра «Большой, средний, маленький»;

4. Игра «Наощупь»;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Рисование (раскрась дорожку для колобка

)

11. «Мишка» - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

1. Хоровод

2. Пальчиковая игра

3. Потешка

4. Рисование

3. Контрольно-оценочный этап

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.

Мероприятия:

Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А. С. Роньжина).

Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.

Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ)

Ожидаемый результат: в результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Литература

1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба).

2. Люшова Е. К., Монина Т. Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь. —2001.

3. Громова О. Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.:ГНОМиД. —2001.

4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Игра с песком практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь,2016.-256с.

02.01.2019 18:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП