СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Посадил Дед репку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Иванов В.Ф. Иванова Н.В. « Посадил Дед репку …»

Введение

«Воля и труд человека,

дивные дивы творят».

А.Н.Некрасов

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования особое внимание уделяем повышению развивающего эффекта образовательной деятельности, совершенствованию образовательного процесса в ОУ. Поэтому важным становится правильное конструирование содержания воспитательно-образовательного процесса по всем образовательным направлениям, обеспечивающее приобщение к ценностям, в частности к ценностям земледелия семейских Забайкалья.

Школьный возраст – время пробуждения нравственных чувств ребенка, время вхождения его в культуру своего народа. Приобщение к традициям народа, воспитание трудолюбия,что особенно значимо в школьные годы.

В традиционной культуре земледелия семейских Забайкалья закреплен веками накопленный опыт практической деятельности. Так в статистическом сведении по Кульской волости Верхнеудинского округа Хасуртаевского селения, составленного 5 января 1894года говорится : «Распространяется ли в селении огородничество : есть множество огородных культур, имеется картофель,капуста, огурцы, редька, брюква, морковь» (ГАРБ, ф-173,оп.1, дело 422, л-71), через нее формируются важнейшие моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Культуру и историю невозможно рассматривать с какой-то одной стороны. В воспитании особое место всегда занимало трудовое воспитание. Земледелие не возможно без практической работы, поэтому занятия на пришкольном участке, изучение и выращивание растений - это особое воспитание и приобщение к культуре своего народа.

Перед педагогами МБОУ «Хасуртайская СОШ» встала проблема – как сделать процесс приобщения школьников наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества. Отсюда возникла идея создания «Школы народного календаря семейских Забайкалья».

Детям школьного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при разработке опытов использовали не только научно-познавательную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные материалы: овощи, цветы на пришкольном участке.

Особенности реализации образовательного события:

- Предварительный подбор основных тем и культур для изучения школьниками младшего возраста;

- Тема как загадка, ответ на который ребёнок находит в не только, как наблюдатель, а как непосредственный участник эксперимента;

- Позиция взрослого в совместной деятельности с детьми – партнерская.

Принципы образовательного события:

  1. Личностно - развивающего характера взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников организации) и детей.
  2. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Возрастной адекватности и индивидуализации младшего школьного возраста.
  4. Развивающего образования.
  5. Непрерывности развития ребенка (преемственности между начальным общим образованием основным общим образованием).

В основе реализации лежит иследовательско - деятельностный подход. Ведущая форма общения взрослого с детьми – диалог, способствующий развитию у ребенка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения.

Использование педагогами данного материала поможет им реализовать следующие задачи:

  • Привлечь детей к активной работе по изучению земледелия семейских Забайкалья.
  • Формировать бережное отношение у детей младшего школьного к природе и культуре земледелия предков.
  • Развивать познавательные способности детей через исследовательскую работу. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления в разных видах детской деятельности.
  • Заинтересовать, привлечь родителей к содействию в создании детских исследовательских работ.
  • Формировать у детей навыки информационной культуры посредством использования Интернет-ресурсов и информационных технологий, Устных рассказов и преданий своих бабушек и дедушек, архивных источников в освоении краеведения.

Тема: "Посадил дед репку…"

Интеграция образовательных областей: познание, развитие практических навыков, социально-коммуникативное развитие.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты: проявление интереса к земледелию не как получение урожая, но и земледелие, как источник материальных благ. Развитие фермерского хозяйства.

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес к историческому прошлому семейских, организации его жизни и труда.

- Развивать представление о различии трудовой деятельности в условиях роста и развития овощных культур.

- Развивать познавательные, практические способности детей.

- Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к труду своего народа, формировать желание трудиться.

Оборудование: Семена овощных культур, рабочий инвентарь (вёдра, лейки, грабли и т.д.), справочники, деревянные минипарники.

Содержание деятельности:

1.Учитель показывает детям семена овощных культур и объясняет зависимость заделки глубины, заделки семени от его размеров.

Учитель: Ребята, сейчас мы покупаем семена в магазине. А где брали их наши предки? Правильно. Первые поселенцы принесли семена с собой в Сибирь из западных мест. Здесь, путём проб и ошибок они выявляли самые подходящие к климату сорта. Многие семена за многолетнее апробирование закаляли и приспосабливали к суровому сибирскому климату. Двулетние культуры редис, морковь, репу и брюкву, чтобы получит семена,весной корнеплоды ( которые хранились зиму в подполе) высаживали в землю и после цветения и созревания, собирали семена. Это называлось «Содушкой». А зрелые крупные огурцы помещались на окно, чтобы вызрели свои семена огурцов. Их называли «Семянник». Весной в марте хозяйка насыпала в «сельницу» ( деревянный таз) землю и засевала семена огурцов в своей избе, а затем высаживала в огородний парник.

2.Дети высевают морковь и свёклу.( Почва подготовлена заранее старшими учащимися- почва вскопана, грядки разбиты ).

Учитель: Сейчас мы с вами воду берём из водопровода, пользуемся насосами и шлангами разбрызгиваем воду. А вот нашим предкам приходилось носить воду в вёдрах на коромысле из реки и поливать грядки. Непроходящей проблемой хасуртян в старину была нехватка воды. Как рассказывала бабушка Меланья Ефремовна, она на своём огороде высевала морковь не просто в грядку, как мы, а отдельно, каждую семянку помещала в маленькую лунку, чтобы экономно из ковша поливать растение. Морковка вырастала крупная и ядрёная.

3.Составлятся график работы на пришкольном участке, в течение лета.(Учащиеся под руководством учителя и старших школьников в течение лета ведут работу по выращиванию. Поливают, пропалывают, рыхлят, наблюдают, фотографируют, зарисовывают, ведут дневник наблюдения). Учитель: Ребята! Мы ведём с вами дневник наблюдения. Посмотрите записи, видите как сильно отличаются температуры воздуха в утренние часы и вечерние. Наше село находиться в особой зоне, окруженное лесом и горами. И нередко случаются ранние заморозки Даже в далёком 1902 году, т.е ещё в прошлом веке, высокий чиновник, побывав в Хасурте, сделал вывод: «Огородничество лучше, чем в смежных селениях, но хороших сортов овощей и семян нет. Морозы бывают рано» (В.В. Глуховцев. «Селение Хасуртай», газета «Забайкалье», 1902 го, № 38.). Спасая урожай от заморозков, мы с вами пользуемся теплицами, укрывными материалами. А у наших предков не было термометров, чтобы отследить температуру. Они путем многолетних наблюдений и примет составляли особый земледельческий календарь. Одной из примет являлось: Если на закате солнца «оторвало небо от гальцов», т.е. над северными горами ясно без туч – будут заморозки. Чтобы спасти урожай, в огородах разжигали «дымокур», создавая дымовую завесу.

4. В конце лета и начала осени дети собирают урожай. Итоги подводятся на празднике Покрова. Награждаются отличившиеся труженики и огородники, получают подарки, приобретённые на средства, вырученные от реализации урожая. А часть овощей сдают в школьную столовую, обеспечивая себя горячим питанием и экологически чистыми витаминами на весь учебный год. Сдают полученный урожай в школьную столовую.

В процессе овладения знаниями и умениями, у детей формируется интерес к историческому прошлому своего народа. Использование разных видов деятельности способствует не только усвоению материала, но и активизируется интерес детей к земледельческому труду и предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Используемая литература:

  1. Ф.Ф.Болонев. «Амурская эпопея в XVII – XIX в.в. переселения старообрядцев (семейских) на Восток России. – Новосибирск, 2013 г.
  2. Ф.Ф. Болонев. «Семейская живая старина за Байкалом». – Улан-Удэ, 2015г.
  3. А.В. Костров. Забайкальское старообрядчество в трудах дореволюционных авторов. – 2009г.
  4. А.Г. Кушнарёв «Агрономический календарь» - газета «Номер один» 14.02.2017г.

17.02.2020 11:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП