СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….
Иванов В.Ф. Иванова Н.В. « Посадил Дед репку …»
Введение
«Воля и труд человека,
дивные дивы творят».
А.Н.Некрасов
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования особое внимание уделяем повышению развивающего эффекта образовательной деятельности, совершенствованию образовательного процесса в ОУ. Поэтому важным становится правильное конструирование содержания воспитательно-образовательного процесса по всем образовательным направлениям, обеспечивающее приобщение к ценностям, в частности к ценностям земледелия семейских Забайкалья.
Школьный возраст – время пробуждения нравственных чувств ребенка, время вхождения его в культуру своего народа. Приобщение к традициям народа, воспитание трудолюбия,что особенно значимо в школьные годы.
В традиционной культуре земледелия семейских Забайкалья закреплен веками накопленный опыт практической деятельности. Так в статистическом сведении по Кульской волости Верхнеудинского округа Хасуртаевского селения, составленного 5 января 1894года говорится : «Распространяется ли в селении огородничество : есть множество огородных культур, имеется картофель,капуста, огурцы, редька, брюква, морковь» (ГАРБ, ф-173,оп.1, дело 422, л-71), через нее формируются важнейшие моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
Культуру и историю невозможно рассматривать с какой-то одной стороны. В воспитании особое место всегда занимало трудовое воспитание. Земледелие не возможно без практической работы, поэтому занятия на пришкольном участке, изучение и выращивание растений - это особое воспитание и приобщение к культуре своего народа.
Перед педагогами МБОУ «Хасуртайская СОШ» встала проблема – как сделать процесс приобщения школьников наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества. Отсюда возникла идея создания «Школы народного календаря семейских Забайкалья».
Детям школьного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при разработке опытов использовали не только научно-познавательную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные материалы: овощи, цветы на пришкольном участке.
Особенности реализации образовательного события:
- Предварительный подбор основных тем и культур для изучения школьниками младшего возраста;
- Тема как загадка, ответ на который ребёнок находит в не только, как наблюдатель, а как непосредственный участник эксперимента;
- Позиция взрослого в совместной деятельности с детьми – партнерская.
Принципы образовательного события:
В основе реализации лежит иследовательско - деятельностный подход. Ведущая форма общения взрослого с детьми – диалог, способствующий развитию у ребенка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения.
Использование педагогами данного материала поможет им реализовать следующие задачи:
Тема: "Посадил дед репку…"
Интеграция образовательных областей: познание, развитие практических навыков, социально-коммуникативное развитие.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты: проявление интереса к земледелию не как получение урожая, но и земледелие, как источник материальных благ. Развитие фермерского хозяйства.
Программное содержание:
- Формировать у детей интерес к историческому прошлому семейских, организации его жизни и труда.
- Развивать представление о различии трудовой деятельности в условиях роста и развития овощных культур.
- Развивать познавательные, практические способности детей.
- Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к труду своего народа, формировать желание трудиться.
Оборудование: Семена овощных культур, рабочий инвентарь (вёдра, лейки, грабли и т.д.), справочники, деревянные минипарники.
Содержание деятельности:
1.Учитель показывает детям семена овощных культур и объясняет зависимость заделки глубины, заделки семени от его размеров.
Учитель: Ребята, сейчас мы покупаем семена в магазине. А где брали их наши предки? Правильно. Первые поселенцы принесли семена с собой в Сибирь из западных мест. Здесь, путём проб и ошибок они выявляли самые подходящие к климату сорта. Многие семена за многолетнее апробирование закаляли и приспосабливали к суровому сибирскому климату. Двулетние культуры редис, морковь, репу и брюкву, чтобы получит семена,весной корнеплоды ( которые хранились зиму в подполе) высаживали в землю и после цветения и созревания, собирали семена. Это называлось «Содушкой». А зрелые крупные огурцы помещались на окно, чтобы вызрели свои семена огурцов. Их называли «Семянник». Весной в марте хозяйка насыпала в «сельницу» ( деревянный таз) землю и засевала семена огурцов в своей избе, а затем высаживала в огородний парник.
2.Дети высевают морковь и свёклу.( Почва подготовлена заранее старшими учащимися- почва вскопана, грядки разбиты ).
Учитель: Сейчас мы с вами воду берём из водопровода, пользуемся насосами и шлангами разбрызгиваем воду. А вот нашим предкам приходилось носить воду в вёдрах на коромысле из реки и поливать грядки. Непроходящей проблемой хасуртян в старину была нехватка воды. Как рассказывала бабушка Меланья Ефремовна, она на своём огороде высевала морковь не просто в грядку, как мы, а отдельно, каждую семянку помещала в маленькую лунку, чтобы экономно из ковша поливать растение. Морковка вырастала крупная и ядрёная.
3.Составлятся график работы на пришкольном участке, в течение лета.(Учащиеся под руководством учителя и старших школьников в течение лета ведут работу по выращиванию. Поливают, пропалывают, рыхлят, наблюдают, фотографируют, зарисовывают, ведут дневник наблюдения). Учитель: Ребята! Мы ведём с вами дневник наблюдения. Посмотрите записи, видите как сильно отличаются температуры воздуха в утренние часы и вечерние. Наше село находиться в особой зоне, окруженное лесом и горами. И нередко случаются ранние заморозки Даже в далёком 1902 году, т.е ещё в прошлом веке, высокий чиновник, побывав в Хасурте, сделал вывод: «Огородничество лучше, чем в смежных селениях, но хороших сортов овощей и семян нет. Морозы бывают рано» (В.В. Глуховцев. «Селение Хасуртай», газета «Забайкалье», 1902 го, № 38.). Спасая урожай от заморозков, мы с вами пользуемся теплицами, укрывными материалами. А у наших предков не было термометров, чтобы отследить температуру. Они путем многолетних наблюдений и примет составляли особый земледельческий календарь. Одной из примет являлось: Если на закате солнца «оторвало небо от гальцов», т.е. над северными горами ясно без туч – будут заморозки. Чтобы спасти урожай, в огородах разжигали «дымокур», создавая дымовую завесу.
4. В конце лета и начала осени дети собирают урожай. Итоги подводятся на празднике Покрова. Награждаются отличившиеся труженики и огородники, получают подарки, приобретённые на средства, вырученные от реализации урожая. А часть овощей сдают в школьную столовую, обеспечивая себя горячим питанием и экологически чистыми витаминами на весь учебный год. Сдают полученный урожай в школьную столовую.
В процессе овладения знаниями и умениями, у детей формируется интерес к историческому прошлому своего народа. Использование разных видов деятельности способствует не только усвоению материала, но и активизируется интерес детей к земледельческому труду и предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
Используемая литература:
© 2020, иванова наталья Владимировна 164