СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на личностно-ориентированные технологии.

Здесь важно отметить, что информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных, допустим, физических свойств и явлений с реальной жизнью (например, при составлении физической модели движения). Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, ученик может и должен использовать в своей учебной деятельности.

Таким образом, современный подход к информатике в учебном процессе может быть отражен в следующей схеме:

Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний; при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.

При таком подходе желательно, чтобы каждый современный учитель обладал необходимым уровнем использования информационно-коммуникационных технологий, был профессионально компетентен.

Для формирования общих умений и навыков овладения информационно-коммуникационных технологий учениками стараюсь использовать не только традиционный, объяснительно-иллюстративный метод, но и технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использую метод проектов, при создании и выполнении проектов проблемное обучение, дифференцированный подход. Притом, что информационные технологии в широком смысле, не являются педагогическими технологиями, в учебном процессе современной школы они должны использоваться в первую очередь, как технологии, позволяющие школьнику систематизировать, интегрировать и применять полученные в школе знания.

Принципы информационных технологий обучения

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Какие же особенности персонального компьютера так выгодно отличают его от других технических средств обучения видно из следующей схемы:

Это не столько какая-то одна возможность персонального компьютера, сколько сочетание:

  • интерактивного (диалогового) режима работы (действие человека - реакция компьютера -. - действие человека - реакция компьютера и т.д.);
  • “персональности” (небольшие размеры и стоимость, позволяющие обеспечить компьютерами целый класс);
  • хороших графических, иллюстративных возможностей;
  • простоты управления, наличия гибких языков программирования и компьютерной графики;
  • легкости регистрации и хранения информации о процессе обучения и работе учащегося, а также возможности копирования и размножения обучающих программ.

Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера и, с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. При традиционном классном обучении основное - это восприятие учащимися информации в устной форме, при этом ученику не часто приходится проявлять активность на уроке и учитель не в состоянии организовать и контролировать активную работу каждого ученика на его рабочем месте. Поэтому традиционное обучение, в основном, является пассивным. Если же обучение ведется в компьютерном классе, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты.

Вот далеко неполный арсенал возможностей компьютера, делающих его очень перспективным для использования в учебном процессе обучающим средством.

Применение метода проектов в преподавании информатики.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью

предмета. В кабинетах информатики всегда присутствуют компьютеры, и выполнение практических заданий на компьютере становится неотъемлемой частью урока.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это - способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках.

Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация - это мостик от имеющихся знаний к новым. Графически это можно отразить так:

Пример создания такой проблемной ситуации проект “Терем-теремок” (5 класс, 3-я четверть, набор и редактирование текста.) (Приложение № 1)

Перед детьми ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки.

Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки

Проблемную ситуацию можно создать и при выполнении задания “Графика” (Приложение № 2), (8-9 класс, урок по теме “Технология работы с компьютерной графикой”) если задать учащимся следующие вопросы:

- Можно ли для создания второго рисунка использовать первый? Как это сделать?

При желании учитель может с учащимися обсудить и содержание рисунка, так как рисунок, создаваемый учащимися в Word является частью опорного конспекта к теме: Архитектура ПК. Состав системного блока. Сделать это можно, и после выполнения проекта, и на следующем уроке. Можно предложить учащимся дома ответить на вопросы, содержащиеся в рисунке. Ответы на вопросы рисунка даны в файле (Приложение № 3)

На следующем уроке учитель предлагает заполнить опорный конспект по теме “Различия и схожесть растровых и векторных изображений”. (Приложение № 4). Предлагаются следующие варианты работы с опорным конспектом:

1. Опорные конспекты учащимся можно предложить заполнить самостоятельно, разделив их на микрогруппы (3-4 человека), используя учебник, записи в тетрадях. Затем совместное обсуждение, когда микрогруппа озвучивает вопрос и свой вариант ответа на него. В результате выбирается наиболее правильный и полный ответ.

2. Опорные конспекты учащиеся заполняют в тетрадях, затем обмениваются ими, а затем на доске или на экране проектора появляется правильный вариант заполнения конспекта. (Приложение № 5)

В любом случае важна положительная оценка как практических (урок № 1, задание “Графика”), так и теоретических знаний учащихся. (урок № 2, работа с опорным конспектом).

Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других — учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Пример такого проекта описан далее.

При изучении темы “Основы логики и логические основы компьютера” в школьном курсе информатики большинство имеющихся учебных пособий по информатике [2], [3] не предлагают практических заданий, которые были бы интересны учащимся 10 класса. В связи с этим возникает проблема отрыва теоретических знаний от практики. Учащиеся не понимают, для чего и почему изучаются логические функции, принципы работы логических схем. Для решения проблемы практического применения основ алгебры логики учащимся предлагается выполнить индивидуальные проекты по следующим темам:

  1. Решение текстовых логических задач
  2. Создание теста “Как выбрать профессию”?
  3. Создание теста по истории
  4. Создание теста “Глаголы английского языка”
  5. Создание тестов по информатике
  6. Создание наглядного пособия “Логические основы работы компьютера”

Условие выполнения первых четырех проектов: проекты выполняются с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, с использованием логической функции ЕСЛИ(). Создание тестов с помощью логической функции ЕСЛИ(), защита тестов, очистка ячеек ответов с помощью макросов достаточно подробно описана в литературе [4]. Тематика тестов может быть выбрана самими учащимися, возможно, предложена учителем. Приведем пример теста “Как выбрать профессию?”

Как выбрать профессию (Приложение)

Проект “Решение текстовых логических задач” выполняется также с использованием возможностей Microsoft Excel. В учебном пособии [6] приведено достаточное количество логических задач, рассмотрены способы их решения с помощью основ алгебры логики. Рассмотрим решение логической задачи с помощью логической функции ЕСЛИ().

Категория: Информатика
15.01.2020 04:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП