СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Ахметова А.Ш. с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республика Башкортостан.

Проектная работа по теме:

«Герои романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и их

прототипы»

Работу выполнила:

Тимченко Елизавета ученица 9а класса МБОУ СОШ №1 с. Стерлибашево Руководитель: учитель русского языка и литературы Галимова Эльвира Фаниловна.

2021г.

Введение................... 3

Актуальность................. 3

Цель работы.................. 3

Используемые методы............... 3

Основная часть................. 4

  1. Главные герои и их прототипы........... 4
  2. Прототипы второстепенных персонажей......... 5
  3. Реально существовавшие лица на страницах романа...... 7

Заключение.................. 9

Библиография................. 10

Актуальность:

«Герой нашего времени» - главное произведение М. Ю. Лермонтова, явившееся новым взглядом на человеческую природу и характер.

Роман переполняют яркие характеры и образы. Многие из них имеют прототипы.

В «Словаре литературоведческих терминов» И.А.Книгина читаем определение термина: «Прототип ( от греч. - прообраз) - реальное лицо, послужившее автору прообразом для создания литературного персонажа».

При изучении романа «Герой нашего времени» меня заинтересовали вопросы:

«Кто эти люди?»,

«В каких отношениях с ними был Лермонтов?»,

«Почему именно с них писал своих героев?»

Для того, чтобы проникнуть в глубины авторского замысла, мы сделали попытку обнаружить связь с реальными людьми, ставшими прототипами героев произведения.

Цель:

  1. Выявить прототипы главных героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Доказать, что роман Лермонтова во многом автобиографичен и отражает реальные события жизни поэта и его окружения. ■

Используемые методы.

  1. Работа над текстом романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Изучение специальной литературы по данному вопросу.
  3. Подбор фотофрагментов, портретов и иллюстраций.
  4. Работа со словарями.
  5. Работа с сайтами Интернета.
  6. Систематизация собранного материала.

з

\

Основная часть

  1. Главные герои и их прототипы.

Уже в образах ранних произведений Лермонтова легко угадываются друзья и знакомые из ближайшего окружения поэта.

Склонность писателя к «зарисовкам с натуры» дает себя знать и в «Герое нашего времени».

Особенно много претенденток находилось на роль княжны Мэри: Наталья Мартынова, Аделаида Киндякова из Симбирска, невеста писателя Соллогуба Софья Вильегорская и даже некая госпожа В., которая спустя сорок лет после опубликования романа ходила по Пятигорску и с удовольствием отзывалась на прозвище «княжна Мэри».

В Мери отразилась и глубокая сердечная привязанность Лермонтова к красавице и умнице Варваре Лопухиной, в которую он был влюблен еще в студенческие годы. Это не означает, что Лермонтов встречался с ней на Кавказе. Просто Лермонтов видел в Лопухиной идеал женщины и наделил ее чертами и Мери, и Веру. Получается, что Варвара Лопухина представлена в двух типах.

Итак, прототипом Веры тоже является Варвара Лопухина. В романе «Герой нашего времени» Варвара становится Верой, той единственной, которую по сюжету теряет Печорин. У Лопухиной, как и у героини романа, родинка на лице, старый муж и плохое здоровье. Черты Варвары Лопухиной придают образу Веры жизненность и внутреннее обаяние.

Муж Варвары был в бешенстве, когда общие знакомые намекнули на сходство героини романа с женой, он поспешил заявить, что никогда не был с ней на Кавказе, а подобные истории - домыслы глупых мальчишек. Лермонтов сделал вид, что это его не касается.

В поисках прототипов героев романа самым спорным остается вопрос о Печорине. Читатели пожелали увидеть в Печорине самого Лермонтова. Причиной этому, как отмечал Белинский, служит удивительное сходство Лермонтова и Печорина в их взглядах на вещи. До сих пор некоторые склоняются к версии о том, что это одно лицо. Сам Лермонтов критически относился к Печорину, считая его не столько героем, сколько жертвой своего времени.

Прототипом главного героя считают поэта, филолога Владимира Сергеевича Печерина. Владимир Сергеевич Печерин и Григорий Александрович Печорин - люди одного поколения, те, кого позже стали называть «лишними людьми». Они действительно чувствовали себя в России настолько лишними, что уехали куда глаза глядят: Владимир - на Запад, Григорий - на Восток, в Персию. Оба не хотели и не могли «остепениться» и жить обычной жизнью. Оба искали в жизни какой-то высшей правды, смысла и цели. Оба умны, насмешливы, наблюдательны, беспощадны в анализе поступков и мотивов - и чужих, и своих собственных. Оба способны пойти наперекор общественному мнению, совершать дикие поступки в глазах людей «нормальных», что об их мотивах начинают рассуждать как о загадке. И при этом оба замечательно умеют «подыграть» тому обществу, в котором обитают, прекрасно понимают, по каким законам это общество живёт. Сомнение и готовность идти на риск, чтобы обрести то, что является для них несомненной ценностью, именно эти черты роднят лермонтовского героя и его прототипа. И ценностью этой для обоих в итоге оказывается свобода.

Рассматривая различные гипотезы, мы убедились, что Печорин—образ собирательный, и свести его к «портрету» какого-либо одного реального лица невозможно. Можно лишь заметить, что в этом герое угадываются и черты личности самого автора, и его жизненные наблюдения над окружающими. По определению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего поколения.

  1. Прототипы второстепенных персонажей.

При создании образа Грушницкого Лермонтов очень долго переосмысливал и переделывал. Ряд мемуаристов сходятся на том, что Лермонтов «списал Грушницкого с уланского поручика Колюбакина». Колюбакин, как и Грушницкий, был произведен в офицеры и награжден солдатским Георгием. Лермонтов познакомился с ним в Пятигорске - еще один момент совпадения биографии с жизнеописанием Грушницкого.

Известный кавказовед Е. Г. Вейденбаум решительно отверг эту версию. В молодые годы Н. П. Колюбакин был резким и заносчивым, но он был всегда человеком храбрым, честным, благородным. По убеждению Е. Г. Вейденбаума, из Грушницкого, каким его изобразил Лермонтов, никогда не вышел бы такой «государственный деятель», каким показал себя Н. П. Колюбакин.

Возможно, что отдельные черты характера и биографии Колюбакина Лермонтов при создании образа Грушницкого и использовал, но зеркальным отражением его данный образ, конечно же, не является.

Есть еще один из прототипов Грушницкого. Это Николай Соломонович Мартынов, убийца поэта. В середине марта 1837 года Лермонтов встретился с Мартыновым в Москве, по пути на Кавказ. Почти целый месяц они сходились, чуть ли не каждый день. Затем Лермонтов и Мартынов служили на Кавказе. Таким образом, до возвращения в Петербург в начале 1838 года Лермонтов хорошо знал Мартынова и вполне мог что-то почерпнуть от встреч с ним для создания собирательного образа Грушницкого.

Один из современников так описал наружность Мартынова: «В молодости Мартынов был очень красив, он был высокого роста, прекрасно сложен. Волосы на голове темно-русые, всегда носил коротко остриженными; большие усы, спускавшиеся по углам рта, придавали физиономии внушительный вид». Эта характеристика близка к описанию Грушницкого.

Мартынов был хорош собой, однако за душой у него было всего лишь две страсти: успехи у женщин и желание поскорее продвинуться по служебной лестнице. Лермонтов частенько подшучивал над Мартыновым, писал эпиграммы, насмешливо величая его «горцем с большим кинжалом». Мартынов пытался отвечать тем же, что еще больше усиливало взаимную неприязнь. Вдобавок ко всему Лермонтов и Мартынов одновременно ухаживали за одной девушкой, что, естественно, делало их соперниками. В конце концов, зависть к поэту и стали причиной трагедии, разыгравшейся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук.

То, что в Грушницком видели отражение сразу нескольких персон, как и в княжне Мери, доказывает, что Лермонтов не рисовал с конкретной натуры, а воспроизводил определенный тип мироощущения. Портрет Грушницкого создавался за счет наблюдения над многими молодыми людьми его окружения.

Долгие годы в Вернере все признавали доктора Николая Васильевича Майера, служившего при штабе войск кавказской линии. Высокообразованный, с оригинальным образом мыслей и с каким-то особым душевным складом, Майер сразу привлек внимание писателя. Совпадала внешняя характеристика: маленький рост, хромота, сохранены даже детали биографии: история любви Майера и поведения доктора: привычка рисовать карикатуры. Сходство было настолько велико, что Майер даже обиделся на Лермонтова и под влиянием этого чувства отзывался о писателе и его таланте как о «ничтожных».

б

Поиски прототипа Казбича привели исследователей к известному джигиту, Кизилбечу Шертулокову. Б. С. Виноградов показал, что Казбич в повести «Бэла» внешне совсем не походит на Кизилбеча: Казбич «маленький, сухой, широкоплечий», а Кизилбеч был громадного роста, с добрыми голубыми глазами, с железной грудью, большой головой, довольно приятный на вид мужчина. Очевидно, что М.Ю.Лермонтов, создавая образ абрека, воспользовался лишь именем популярного исторического деятеля адыгской Кубани, а этого совершенно недостаточно, чтобы считать его прототипом Казбич а.

Зато история красавицы Бэлы имела реальную основу.

Увлечение русского офицера девушкой-горянкой в условиях кавказской войны было довольно частым явлением. О любви приятеля Лермонтова к черкешенке Гуаше рассказал в своем очерке «Гуаша» убийца поэта Н. С. Мартынов.

В основу рассказа о Бэле положено истинное происшествие, случившееся с родственником Лермонтова Акимом Акимовичем Хастатовым, у которого в Шелкозаводске жила «татарка» под этим именем. В 19 километрах от Порабоча находится отписанная в романе старинная станица Ташки-Чу (Аксай), откуда Печорин украл Бэлу.

А исследователь А. В. Попов полагает, что прототипом Бэлы в известной мере послужила жена сослуживца Лермонтова по Нижегородскому драгунскому полку Г. И. Нечволодова — 22-летняя Екатерина Григорьевна.

В начале 19 века в Грузии проживала семья графа Григория Ивановича Нечволодова. Однажды казак похитил у горцев маленькую девочку - черкешенку и привез в село. Семья графа удочерила её, девочка приняла православие и получила новое имя - Екатерина Григорьевна Нечволодова. Екатерина (Бэла) отличалась необычной красотой. Через некоторое время после смерти графини Нечволодов женился на своей приемной дочери Екатерине Григорьевне.

Михаил Юрьевич Лермонтов, вдохновленный красотой и грацией Екатерины Григорьевны, посвятил ей стихотворение «Черкешенка». Затем описал в романе «Герой нашего времени»

  1. Реально существовавшие лица на страницах романа.

В повести «Тамань» герои тоже не вымышленные. По свидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях,

участником которых оказался сам Лермонтов во время пребывания в Тамани. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказе 1830-х гг. подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом, невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени».

Существует версия, что прототипом Янко был есаул Яков Барахович. Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова утверждают, что личность казака так заинтересовала писателя, что в повести «Тамань» он придал контрабандисту Янко черты Якова Бараховича.

Впечатление правдоподобности романа «Герой нашего времени» усиливается упоминанием по ходу действия имен других реальных личностей.

В «Княжне Мери» фигурирует фокусник Апфельбаум и даже воспроизводится содержание афиши, извещающей о его выступлениях. Такой иллюзионист существовал на самом деле, и Лермонтов мог видеть его представление еще в 1837 г., когда тот гастролировал на курортах Кавказских Минеральных Вод.

Главный герой встречает мать и дочь Литовских в магазине Челахова. И последнее имя подлинное. В Пятигорске в конце 1830-х - начале 1840-х годов существовал универсальный магазин купца Н. Челахова.

В повести «Максим Максимыч» Печорин, вместо того чтобы провести вечер со штабс-капитаном, «остался ужинать и ночевать у полковника Н.» Большинство исследователей творчества Лермонтова видят за этим инициалом Петра Петровича Нестерова, служившего во Владикавказской крепости.

Эти упоминания о реально существовавших лицах придают произведению достоверность хроники.

Современник поэта Н.Сатин, встречавшийся с Лермонтовым в 1837 году, позднее писал в своих воспоминаниях, что Лермонтов уже тогда, задумав «Героя нашего времени», зорко наблюдал за всеми встречавшимися ему различными типами «водяного общества». Чем глубже и многограннее образ того или иного героя, тем больше вероятность, что связан он неразрывно с переживаниями и мыслями автора. По словам Лермонтова, «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.».

Заключение

Прототипы, реальные лица, представление о которых послужило М.Ю.Лермонтову материалом для художественного воссоздания какого-либо образа, типа или характера, играли большую роль в творчестве писателя. Современники и первые биографы Лермонтова уже в героях его юношеских драм узнавали лиц из ближайшего окружения.

Лермонтовских прототипов можно разделить по некоторым признакам на определенные группы. Персонажи ранних романтических произведпений имеют обычно одного прототипа, который более или менее точно определен. В зрелых произведениях, создавая типичные обобщающие характеры, Лермонтов нередко соединял в них черты, присущие не одному, а нескольким лицам.

Библиография

  1. М. Ю. Лермонтов. Избранные произведения в 2 томах. М., «Художественная литература», 1973.
  2. Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в. (Материалы для словаря лит. прототипов), в сб.: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965.
  3. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., «Художественная литература». 1964.

ю

10.05.2024 20:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП