СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная деятельность: из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной деятельности

Чемезовой Натальи Викторовны, учителя русского языка и литературы МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школы №2, 1980 года рождения.

В 2002 году окончила Иркутский государственный педагогический университет по специальности «Филология» с присуждением квалификации учитель русского языка и литературы. В 2012 году окончила Восточно-Сибирскую государственную академию образования, получив второй диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра филологического образования по направлению «Филологическое образование». С 2003 года работала в МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школе №1 учителем русского языка и литературы. С 2006 года работаю в МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школе №2 учителем русского языка и литературы. Педагогический стаж работы 10 лет.

Я работаю в специализированном кабинете. Администрацией школы созданы условия для достижения современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.

Обучение русскому языку веду по программе Т.А.Ладыженской (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - Москва, «Просвещение», 2011). Данная программа ориентирована на языковое развитие обучающихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, учит свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Данная программа предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания.

Обучение литературе веду по программе В.Я.Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений: литература/ под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008). Данная программа способствует развитию у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.

Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению.

Мое педагогическое кредо: «Люби и изучай свой предмет так, чтобы его смогли полюбить и изучить твои ученики, а если они смогут сделать это лучше тебя – гордись ими!».

Моя профессиональная позиция: личностно-ориентированный подход представляет педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого. Поэтому систематическое и регулярное совершенствование своего педагогического мастерства и использование на занятиях новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, являются неотъемлемой частью моей работы.

Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. При этом выделяю такие принципы современного образования, как:

- гуманизация образования (признание прав обучающегося на уникальность, активность, внутреннюю свободу);

- гуманитаризация образования (приобщение обучающегося к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска);

- информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов и информационно-коммуникационных технологий обучения. Таким образом, активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

Мною определены педагогические задачи, позволяющие достичь поставленной цели:

- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

- использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

- применение современных технических средств обучения;

- вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучающегося, дать возможность проявить себя;

- привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.

Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний, но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Постоянно совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии привития обучающимся стремления к активной творческой деятельности. Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей.

Эффективно использую метод проектов и информационно-коммуникационные технологии обучения. Считаю, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала, закрепления, исследования и других этапов урока. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения.

Ежегодно представляю исследовательские проекты на научно-практические конференции. Примерами такой деятельности могут служить интересные и самостоятельные работы, успешно представленные моими учениками на темы: «Слова-антонимы в некоторых жанрах фольклора», «Диалектные слова в сказках Сибири и Дальнего Востока», «Биография Пушкина в портретах», «Слова-паронимы в творчестве М.Цветаевой». Такие исследовательские работы свидетельствуют об умении проникать в ткань художественных произведений, пользоваться научно-публицистической литературой, делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения.

Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами, такими как: практический (выполнение упражнений учебника), репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов), объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника), эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ), исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней), метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности обучающихся (объяснение, рассказ, лекция), методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор), метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала), метод проверки и оценки знаний обучающихся, навыков обучающихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа), метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание), наглядные методы (иллюстрирование, демонстрация), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).

Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.

Как предметник я владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность обучающихся, поэтому я использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют обучающимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе обучающихся.

Веду адаптированные факультативные занятия: в 8 классе «Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров», в 9 классе «Экзамен на «отлично», в 11 классе «Интенсивный русский в вопросах и ответах». Такие дополнительные занятия способствуют эффективной подготовке к сдаче экзамена по русскому языку.

Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности.

Тема моей работы по самообразованию: «Изучение морфологических средств выразительности русской речи». Актуальность этой темы заключается в том, что выразительность грамматических средств в художественном тексте обычно менее заметна, чем выразительность других пластов русского языка. Вместе с тем в произведениях многих писателей и поэтов можно найти яркие примеры выразительного использования средств грамматики, удачно употребленных в экспрессивных целях. С некоторыми такими приемами можно познакомить детей на уроках русского языка, литературы, на занятиях факультатива.

Данная работа была представлена мною в виде доклада в 2010 году при прохождении курсов повышения квалификации в ОГАОУ ДПО ИПКРО, а также на заседании МО учителей русского языка и литературы МБОУ Заларинской средней общеобразовательной школы №2.

Обучаясь в магистратуре Восточно-Сибирской государственной академии образования (2010-2012 гг.), написала и успешно защитила магистерскую диссертацию по теме: «Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении публицистического стиля на материале молодежных журналов». Актуальность данной темы для учителя-словесника заключается в том, что специфические черты публицистического стиля и тексты публицистического стиля как оптимальная дидактическая единица предоставляют учителю возможность организовать искусственную речевую среду на уроке русского языка, побуждая обучающихся к созданию связного высказывания в сфере общественных отношений, тем самым способствуя развитию таких качеств речи обучающихся, как открытая оценочность, эмоциональность, экспрессивность, точность, доказательность; позволяет формировать у старшеклассников индивидуальный, дифференцированный стиль общения.

Доклад по данной теме был успешно представлен мною 7 ноября 2012г. на международной научно-практической конференции ХХ педагогических чтений, посвященных памяти профессора В.Д.Кудрявцева, «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы» в ФГБОУ ВПО ВСГАО. Также опубликована статья в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.

С 2007 по 2010 год руководила в школе предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Результатом данной работы явилось выступление 16 февраля 2010 г. с докладом «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в МБОУ Заларинской СОШ №2» на региональной научно-практической конференции «Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента» в ОГАОУ ДПО ИПКРО. Также по данной теме опубликована статья в сборнике материалов научно-практической конференции «Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента». – Иркутск: ИИПКРО, 2010.

Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.

22.01.2023 15:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП