СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Портрет профессии» - профессиограмма, которая принимается за основу квалификационной характеристики специалиста.
Общая структура профессиональных качеств (психограмму) учителя:
– Высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени.
– Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика.
– Педагогические способности, в частности, дидактические, академические, организаторские, речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), проективные, конструктивные, творческие и др.
– Педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив.
– Ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие).
– Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.
В исследовании В.А. Адольфа профессиональная компетентность учителя представлена как обобщенное личностное образование. Он определяет профессиональную компетентность как готовность к продуктивной педагогической деятельности. Автор включает в структуру профессиональной компетентности: теоретико-методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический и технологический компоненты.
А.И. Пискунов выделяет в структуре профессиональной компетентности учителя:
1) инвариантное ядро (фундаментальные знания в области философских, психолого-педагогических и методических наук; технологические знания в области организации различных форм и видов учебной и внеаудиторной деятельности; профессионально-педагогические умения);
2) вариативную часть, которая предусматривает учет особенностей профиля научной подготовки студента, его личных интересов и склонностей.
Базовые инвариантные знания и умения - это стандартный минимум для педагога любого профиля. Они выступают фундаментом для последующего самостоятельного углубления будущими специалистами в теорию и практику профессиональной деятельности.
Т.М. Туркина - структура профессиональной компетентности,
(1) предметный аспект, который определяется содержанием передаваемого в педагогическом процессе опыта (знаний, умений, навыков); это ответы на вопросы, лежащие в сфере действия специалиста, типа: «чему учить?», «что формировать или воспитывать?»;
(2) технологический аспект, в котором определяются методы, способы, приемы, средства обучения, воспитания и построения самого процесса усвоения знаний и смыслов; это ответ на вопрос: «как учить и воспитывать?»;
(3) психологический аспект, который обусловлен необходимостью субъективных вариаций педагогического взаимодействия его участников; это ответы на вопросы «кто учит и воспитывает?», «кто учится?», сформулированные как в плане индивидуально-психологическом, так и в контексте изучения психологических механизмов всех составляющих целостного педагогического процесса.
© 2015, Лузина Анна Владимировна 694