СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет необходимость профориентации через портрет выпускника основной школы. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества.
Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.
Профессиональная ориентация состоит из:
В начальной школе ориентация на профессиональное просвещение–ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии.
Целью профориентационной работы в начальной школе является профессиональное просвещение, а именно: ознакомление учащихся с разнообразием мира профессий.
Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Принципами профориентационной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО являются системность, комплексность и преемственность. Системность проявляется в том, что профориентационная работа базируется на учете всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных интересов намерений личности и пути ее реализации. Комплексность состоит в том, что в процессе работы разнообразные используются методы и формы работы. Преемственность состоит в том, что профориентационная работа на каждом последующем этапе базируется на ранее достигнутых результатах.
Рассмотрим каким образом реализуется принципы профориентационной работы на примере нашей ОО. Гимназия имеет художественно-эстетическую направленность. Учащиеся проходят обучение в следующих классах или группах с 1 по 9 класс в этом учебном году:
В гимназии ведётся работа по профориентации в урочное время. УМК «Школа 21века» составлен так, что в разных дисциплинах прослеживается профориентационная работа по всем предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Для того, чтобы профориентационная работа в учреждении была результативной, осознанной во внеурочное время в гимназии проводят фотовыставки «Мой папа-солдат», посвященный 23 февраля. К Международному женскому дню и Дню Матери выставка рукодельных работ мам и бабушек «Тепло маминых рук».
Классными руководителями проводятся: профориентационные классные часы и беседы с подготовкой обучающимися презентаций о профессиях. Например, 1. Мир моих интересов. 2. Все работы хороши - выбирай на вкус. 3. О профессиях разных, нужных и важных. 4. Профессии наших родителей. Так по данной теме на классном часу присутствовали родители учащихся. Также наши обучающиеся принимают участие в областном конкурсе рисунков «Профессии моей семьи».
Классными коллективами гимназии совершаются экскурсии в Областной Краеведческий музей, Кемеровский областной музей Изобразительного искусства, библиотеки имени Н.В. Гоголя,
Некоторые учащиеся выбирают будущую профессию от направления в классе, в котором обучались. Например, из подгруппы хореографии или театр учащиеся поступают в Институт культуры и т.д. Художественно-эстетическая направленность гимназии закладывает основу для выбора будущей профессии. В нашей гимназии обучались Нина Рогова – актриса театра детей и молодежи, Никита Остатник – Грош – актёр кукольного театра. В этом году учащиеся впервые получили сертификаты о получении знаний и умений в области хореографии. Сертификат добавил баллы при поступлении в ВУЗы.
Таким образом, одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы, является сотрудничество семьи и школы, а так же обучающимся школы необходима квалифицированная и своевременная помощь при выборе профессии, и этим профессионалом помогающим и направляющим их неизменно остаёмся мы - классные руководители.
© 2018, Матусова Кристина Сергеевна 2089